Персоны
Хироюки Иваки
Биография
Иваки Хироюки / 岩城 宏之 – японский дирижер.
С девяти лет Хироюки Иваки учился играть на ксилофоне. Отделение ударных инструментов он окончил и в Токийском университете искусств, но вся его дальнейшая карьера была связана с дирижированием.
Концерт Симфонического оркестра филармонии 28 апреля 1962 года. Дирижер – Хироюки Иваки.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1956 году Иваки дебютирует за пультом токийского Оркестра NHK, а через четыре года становится главным дирижером этого коллектива, параллельно, с 1962 года, много выступая по всему миру. В СССР японский музыкант приезжает в рамках своего первого европейского тура. В Большом зале Ленинградской филармонии он дает один концерт с Симфоническим оркестром (СО), дирижирует сочинением японского композитора Юдзо Тояма, исполняет Вторую симфонию Сибелиуса и Вариации на тему рококо Чайковского с виолончелисткой Наталией Шаховской. После концерта Иваки оставит запись в памятной книге Большого зала (публикуется впервые):
«Не нахожу слов, чтобы выразить свою радость по поводу того, что мне посчастливилось дирижировать оркестром Ленинградской филармонии, о чем я мечтал с детских лет. Здешний зал – один из прекраснейших в мире, аудитория – весьма чутка и восприимчива. Хотелось бы еще и еще побывать в вашем чудесном городе».
Мечта музыканта сбудется. В мае 1971 года он возвращается в Ленинград и встает за пульт Заслуженного коллектива Республики, а в ноябре 1973-го дает два концерта с Симфоническим оркестром. В это время Хироюки Иваки уже завоевал международный авторитет. Он оказывается первым музыкантом из Японии, продирижировавшим Венским филармоническим оркестром, сотрудничает и с другими ведущими оркестрами Европы и США, гастролирует в странах Азии и Латинской Америки, но длительный контракт получает на другом континенте, в Австралии. С 1973 года на протяжении 23 лет Иваки руководит Мельбурнским симфоническим оркестром, а с 1997 года, после выхода на пенсию, носит звание дирижера-лауреата этого коллектива. Одновременно в 1988 году Хироюки Иваки становится основателем Камерного оркестра японского города Канадзава, где сам он еще подростком жил у родственников, спасаясь от бомбардировок конца Второй мировой войны.
Концерт 28 апреля 1962 года. Солистка – Наталия Шаховская, виолончель.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В репертуаре музыканта всегда было много сочинений ХХ века, именно в его интерпретациях японская публика слышала европейские новинки академической музыки, а Европа узнавала о творчестве композиторов Японии. Но среди записей японского маэстро также много Бетховена, Брамса, Вагнера, русской музыки – от Мусоргского и Чайковского до Щедрина и Шнитке.
Долгие годы музыкант сильно болел. Перенеся более 30-ти хирургических операций, он отказывался завершать карьеру. Всего за месяц до смерти Хироюки Иваки дал последний концерт в Токио, сидя перед оркестром в инвалидном кресле.
О. Р.
Концерты
-
28 апреля 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)Тояма. Дивертисмент. Чайковский. Вариации на тему рококо. Сибелиус. Симфония № 2
-
19 мая 1971
6-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)Такэмицу. Реквием для струнного оркестра. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 1
-
4 ноября 1973
3-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)Берлиоз. Фантастическая симфония. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром №1. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
-
5 ноября 1973
(повтор программы 4 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Хироюки Иваки (Япония)Берлиоз. Фантастическая симфония. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»