Персоны
Владимир Вавилов
Биография
Вавилов Владимир Федорович – гитарист, лютнист, композитор-мистификатор.
На семиструнной гитаре Владимир Вавилов начал учиться играть в кружке при Дворце пионеров, а продолжил уже после Великой Отечественной войны, ранения и демобилизации – в Музыкальной школе для взрослых им. Римского-Корсакова. Поначалу Вавилов параллельно трудился на фабрике, но постепенно всё чаще выступал, завоевав репутацию и статус профессионального музыканта. Особенной популярностью пользовался его дуэт с гитаристом Львом Андроновым – они гастролировали по стране от Ленконцерта, появлялись в сольных программах вокалистов, в том числе знаменитых Бориса Штоколова и Клавдии Шульженко. Вместе Вавилов и Андронов получили медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году, но с начала 1960-х начали работать по-отдельности, причем Владимир Вавилов всё больше внимания уделял не гитаре, а старинной лютне, которую освоил самостоятельно.
Как лютнист музыкант несколько раз появлялся в залах Ленинградской филармонии в вечерах Камерного балета. 2 октября 1969 года он выступил в Большом зале в ансамбле с органистом Марком Шахиным и певицей Надеждой Вайнер в тематической программе «Старинная итальянская музыка». Некоторые номера программы были записаны Вавиловым на пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», изданную в 1970-м фирмой «Мелодия». Вероятно, если бы не это обстоятельство, имя Вавилова-лютниста было бы со временем забыто, хотя многие из тех сочинений «старинной итальянской музыки» вошли в исполнительский обиход, а “Ave Maria” Каччини продолжает оставаться невероятно популярной и сегодня.
Но еще при жизни Владимира Вавилова специалисты начали сомневаться в истинном авторстве сочинений, а более поздние расследования показали, что большинство опусов, записанных лютнистом, в каталогах итальянских композиторов не значатся. И получается, что Вавилов сам написал и «Ричеркар» Николо Нигрино, и «Павану с гальярдой» Винченцо Галилея, и “Ave Maria” Каччини… На конверте пластинки, впрочем, указано, что “Ave Maria” принадлежит неизвестному автору, и часто выдвигаются версии, что итальянцу Джулио Каччини ее приписали уже позднее. Но в программке Большого зала филармонии 1969 года видно, что это сделал сам мистификатор Вавилов. Не надеясь получить возможность записи собственной музыки, он «подарил» ее авторство старым мастерам. И не просчитался: пластинка оказалось очень востребованной. Есть на ней и сюита для лютни «Канцона и танец» Франческо да Милано, тоже, скорее всего, написанная самим Владимиром Вавиловым, на эту мелодию сочинит стихи поэт-эмигрант Анри Волохонский, а известность она получит как песня «Город золотой» благодаря Борису Гребенщикову.
Впрочем, об авторстве Вавилова спорили и будут спорить поклонники и специалисты. Никаких документальных свидетельств о своей композиторской работе он не оставил.
О. Р.
Концерты
-
30 апреля 1968
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе инструментальные, вокальные сочинения композитров и хореографические номера на их музыку: Мийо, Мартину, Кнайфель, Бах, Рамо, Куперен
-
22 июня 1968
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе: Дезормьер, Моцарт, Ибер, Мийо, Винтер, Бриттен, И. К. Бах, Куперен, И. С. Бах
-
2 октября 1969
Старинная итальянская музыка<br>
Марк Шахин<br>
Надежда Вайнер<br>
Владимир ВавиловВ программе: Фрескобальди, Милано, Нигрино, Страделла, Монтеверди, Каччини, Вивальди–Бах