Персоны

Камерный оркестр филармонии Латвийской ССР

1928–2015

Биография

Лифшиц Товий / Tovijs Lifšics и Камерный оркестр филармонии Латвийской ССР / Latvijas PSR Valsts filharmonijas kamerorķestris

Государственная филармония Латвийской ССР была создана в мае 1941 года. После немецкой оккупации ее деятельность восстановилась в 1944 году. Уже в независимой Латвии, в 1999-м, филармония прекратила свое существование. Ее солисты, фольклорные и эстрадные ансамбли, известный фортепианный дуэт Норы Новик и Раффи Хараджаняна были отправлены в вольное плавание, знаменитый Академический хор «Латвия» стал самостоятельным юридическим лицом.

Камерный оркестр Государственной филармонии Латвийской ССР распался еще до закрытия филармонии. А один из его основателей и бессменный руководитель Товий Лифшиц в 1997 году уехал жить в Германию. В Ригу он возвращался уже как гость, здесь в 2008-м отметил свой 80-й день рождения, рассказав в юбилейном интервью корреспонденту новостного портала CHAS.LV и об истории создания оркестра, и о себе.

Товий Лифшиц родился Риге. Когда началась война, отца – сотрудника Госплана отправили на работу в Москву, а семью эвакуировали в Алма-Ату. Только здесь 13-летний Товий начал заниматься музыкой. Его первым учителем стал живший тогда в Алма-Ате профессор Карл Брюкнер – дед Гидона Кремера, а первой скрипкой – профессорская «Гваданини» XVIII века – другой не было. Брюкнер подготовил мальчика к поступлению в учебное заведение со странным названием «Музыкально-хореографический комбинат имени Чайковского». С благодарностью Товий Лифшиц вспоминает и своего второго наставника – выпускника, а до войны и педагога Московской консерватории Якова Борисовича Таргонского: после войны он какое-то время преподавал в Вильнюсской консерватории, и сюда к нему Лифшиц приехал учиться уже из Риги, а когда Таргонский и сам перебрался в столицу Латвии, Товий Лифшиц был его многолетним ассистентом в Рижской консерватории.

Но в 1951-м, получив диплом, скрипач становится солистом Рижской филармонии. В 1967 году ее директор, известный в стране организатор концертной жизни Филипп Швейник инициирует создание филармонического Камерного оркестра. Его первым руководителем становится виолончелист Эрнест Бертовский, а примариусом – Товий Лифшиц, который уже в 1969 году встанет во главе оркестра и будет его главным дирижером на протяжении всей дальнейшей истории коллектива – до 1993 года.

Оркестр быстро завоевывает любовь публики и признание в профессиональном сообществе. С программами барочной и современной музыки выступает в Риге, других городах Латвии, выезжает в соседние прибалтийские республики. В мае 1978 года два коллектива Филармонии Латвийской ССР – Академический хор и Камерный оркестр исполняют под управлением Неэме Ярви в ленинградском филармоническом Большом зале «Страсти по Иоанну» Баха.

Это было первое упоминание в афише оркестра и его художественного руководителя Товия Лифшица. С этого времени Латвийский камерный оркестр приезжает в Большой зал с концертами в 1981, 1983, 1984, 1985 (по два концерта в феврале и октябре) годах. В программах – Пёрселл, Гендель и Бах, Моцарт, много итальянцев – Вивальди, Тартини, Марчелло, Скарлатти, Перголези, Доницетти, но также Мендельсон, Григ, а еще ХХ век – Артюр Онеггер, Юрий Буцко. У коллектива – репутация безупречного ансамбля, и с ним охотно сотрудничают именитые солисты. В Большом зале с Латвийским камерным проходят вечера виолончельных концертов Даниила Шафрана и Михаила Хомицера.

Конец 1980-х – рубеж в истории многолетних культурных связей Петербурга и республик Прибалтики. На сценах Филармонии они становятся редчайшими гостями. 21 и 22 ноября 1988 года свои последние концерты в Большом зале дает и Камерный оркестр Филармонии Латвийской ССР. В первый вечер звучат четыре органных концерта Франческо Дуранте (солист Таливалдис Декснис), фортепианный Концерт № 13 Моцарта (пианист Евгений Рывкин) и Concerto grosso Алессандро Скарлатти. Во второй вечер оркестр под управлением Товия Лифшица исполняет Баха (в клавирных концертах ре и фа минор солирует Анатолий Угорский) и Стравинского – Базельский концерт и музыку балета «Аполлон Мусагет».

И. Р.


Концерты

  • 30 января 1981

    Камерный оркестр Филармонии Латвийской ССР

    В программе: Перголези, Марчелло, Вивальди, Перселл–Блисс, Гендель, Моцарт

  • 1 февраля 1981

    Камерный оркестр Филармонии Латвийской ССР

    Мендельсон. Симфония № 9 «Швейцарская». Григ. Сюита «Из времен Хольберга». Калныньш. Оратория «Поэт и русалка»

  • 26 июня 1983

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 28 июня 1983

    (повтор программы 26 июня)

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 13 сентября 1983

    Вечер старинной и современной музыки
    Камерный оркестр Филармонии Латвийской ССР

    (программа не указана)

  • 23 декабря 1984

    Вечер виолончельной музыки
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Вивальди. Концерт для виолончели, струнных и чембало № 17. Концерт для виолончели, струнных и чембало № 12. Концерт для виолончели, струнных и чембало № 9. И. С. Бах. Сюита для виолончели соло № 3. И. К. Бах. Концерт для виолончели и струнного оркестра

  • 6 февраля 1985

    Вечер виолончельных концертов
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Вивальди. Концерт для двух виолончелей, струнных и чембало. Концерт для виолончели, струнных и чембало. Тартини. Концерт для виолончели, струнных и чембало. Доницетти. Концерт для скрипки, виолончели и струнных. Гайдн. Концерт для виолончели и струнных

  • 7 февраля 1985

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Товий Лифшиц

    Скарлатти. Концерт для струнных и чембало № 3. Перголези. Концертино для струнных и чембало № 2. Бах. Концерт для гобоя д'амур и струнных (транскрипция для английского рожка). Кантата № 82 «Ich habe genug». Моцарт. Адажио и фуга до минор

  • 20 ноября 1988

    Концерты для солистов с оркестром
    Художественный руководитель и дирижер – Товий Лифшиц

    Дуранте. Четыре концерта для струнных и органа. А. Скарлатти. Concerto grosso для струнных и чембало. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 13

  • 21 ноября 1988

    Бах и Стравинский
    Художественный руководитель и дирижер – Товий Лифшиц

    Бах–Регер. Ария (обработка хоральной прелюдии Баха). Бах. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Стравинский. Концерт для струнного оркестра in D «Базельский». Музыка балета «Аполлон Мусагет»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»