Персоны

Александр Ивашкин

1948–2014

Биография

Ивашкин Александр Васильевич – виолончелист, музыковед.

От артиста оркестра Большого театра до руководителя Фонда русской музыки в Лондоне – в жизни Александра Ивашкина было много поворотов, но на любом этапе главным для него оставалось слово «интересно».

Интересы эти выплескивались за пределы одной сферы и одной профессии. Так, в детстве Ивашкину было «тесно» в рамках одного инструмента: в Гнесинскую школу он поступил как пианист и виолончелист, и лишь настоятельный совет Мстислава Ростроповича заставил его сделать выбор. В Академии (тогда институте) имени Гнесиных он учился уже как виолончелист и музыковед и, получив место в оркестре Большого театра, параллельно много писал в ведущие советские музыкальные журналы. Но главное, тесно ему было в рамках привычного репертуара.

В 1978-м в Москве появляется новый коллектив – Ансамбль солистов Большого театра, его основатель – дирижер Александр Лазарев, но за репертуарную политику – а это сплошь концерты новой музыки – отвечает именно Александр Ивашкин. В памяти некоторых участников музыкальной жизни тех лет он и вовсе остался создателем коллектива. Так, композитор, руководитель Центра современной музыки Московской консерватории Владимир Тарнопольский вспоминал:

«В позднесоветский период многие наши замечательные музыканты активно исполняли новую музыку, назову лишь Геннадия Рождественского, Гидона Кремера, Наталью Гутман, Юрия Башмета... Тогда каждый из них считал это своим долгом. Но даже в контексте столь выдающихся индивидуальностей Саша был одной из ярчайших звезд. Он был и замечательным виолончелистом, и блестящим ученым-исследователем, и уникальным типом руководителя, едва ли не впервые в России почти идеально воплотившим собой идею музыкального кураторства в самом современном ее понимании, создав легендарный Ансамбль солистов Большого театра».

В программках Ансамбля солистов ГАБТа в Малом зале Ленинградской филармонии фамилия музыканта упоминается лишь один раз: в 1980-м Ивашкин (разумеется, помимо того, что сам играл в Ансамбле) выступил перед публикой со вступительным словом, рассказывая о Хиндемите, Бриттене, Лигети, Корндорфе. Но нет сомнения, что именно его усилиями были созданы и другие филармонические программы Ансамбля: в Ленинградской филармонии коллектив играл Шнитке, Денисова, Кнайфеля, Шенберга, Кагеля, Кейджа, Крама. И все это в 1980-е годы!

В начале 1990-х Ивашкин переезжает за рубеж. Живет в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в итоге обоснуется в Лондоне, где с 1999-го занимает пост профессора и руководителя факультета исполнительских искусств в Голдсмит-колледже Лондонского университета. Выступает по всему миру с сольными и камерными программами, играет с крупнейшими оркестрами и дирижерами. Конечно, в его репертуаре есть все основные виолончельные концерты классической и романтической эпох. Однако по-прежнему главной сферой интересов музыканта остается XX и XXI века. Ивашкин первым или одним из первых исполняет опусы Кшиштофа Пендерецкого, Маурицио Кагеля, Джорджа Крама, пишет книгу про Чарльза Айвза. Невероятно много делает для популяризации «Русской музыки после Шостаковича» – так называлась одна из книг Ивашкина, и в самом названии очень точно схвачена суть отношения «широкой публики» к советскому/российскому музыкальному искусству, где на Шостаковиче развитие будто и заканчивается. Ивашкин боролся против этого стереотипа всеми способами. Играл сам, курировал фестивали и циклы концертов, писал статьи и книги.

Особые отношения связывали его с Альфредом Шнитке. Это была и личная дружба (Ивашкину композитор посвятил несколько сочинений), и огромный интерес исследователя, отразившийся в книге Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке» (впервые опубликованная в 1994-м, она позднее переиздавалась в России, Германии, США и Японии), в сборнике статей самого Шнитке, подготовленного к изданию Александром Ивашкиным (2004), редактуре собрания сочинений Шнитке.

После смерти композитора архив Шнитке был частично передан в фонд Центра русской музыки при Лондонском университете, который и возглавил Александр Ивашкин. К слову, сам Центр возник после передачи архива другого русского композитора – Сергея Прокофьева, вернее, той части документов и рукописей, которая хранилась у его сына Олега Прокофьева. С этим фактом в судьбе Ивашкина тоже будет связан отдельный сюжет, в том числе и петербургский, филармонический…

В филармонию музыкант снова начинает приезжать в 2000-е годы. В Большом зале (до этого играл здесь лишь раз в 1980-м в концерте Ирины Архиповой) солирует в Симфонии-концерте Прокофьева, Концерте Шумана, в Малом зале исполняет монографические программы Шнитке с разными музыкантами, в том числе в дуэте с вдовой композитора, пианисткой Ириной Шнитке.

В 2007 году Ивашкин представляет в Петербурге результат изысканий в нетипичной для себя области. В Германии, в архиве Иоганнеса Брамса он находит первую авторскую версию Концерта для скрипки и виолончели с оркестром – оказывается, первоначально Концерт был именно виолончельным! Премьеру никогда не исполнявшегося сочинения Брамса Ивашкин дает в 2004 году в Гамбурге, а через три года привозит его в Большой зал.

Необычная программа с его участием прошла здесь 18 мая 2013 года. Вечер в Большом зале был посвящен «династии Прокофьевых». Артист Михаил Черняк читал стихи поэта, художника, скульптора Олега Сергеевича Прокофьева. Александр Ивашкин играл с Академическим симфоническим оркестром под управлением Сабрие Бекировой сразу двух Прокофьевых: Концертино Сергея Прокофьева и, в присутствии автора, мировую премьеру Виолончельного концерта внука композитора – Габриэля Прокофьева. Ивашкин был инициатором создания этого Концерта и консультировал пробующего себя в академическом жанре автора – успешного диджея.

Никто тогда и представить не мог, что это окажется не только последним концертом на петербургской сцене, но и одним из самых последних выступлений музыканта. В январе 2014-го жизнь Александра Ивашкина прервет онкологическое заболевание, оставив множество нереализованных планов. Но сохранится память о множестве воплощенных проектов, книги и записи о прекрасном музыканте и чудесном светлом человеке.

О. Р.




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»