Персоны

Софья Батурина

1891–1980
Софья Батурина (Леонора) и Павел Болотин (Берг) в опере Э. Кшенека "Прыжок через тень". МАЛЕГОТ, постановка Н. В. Смолича, 1927 год. Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru
Софья Батурина

Биография

Батурина Софья Алексеевна – певица, сопрано.

Профессионально заниматься вокалом Софья Батурина начала очень поздно. В юности работала сельской учительницей в Тульской области, в 1914 году приехала в Петроград, поступила на факультет естествознания курсов имени П. Ф. Лесгафта. Окунувшись в студенческую жизнь, стала участником революционного кружка и даже была арестована в начале 1917-го, но тут случилась Февральская революция и Батурину отпустили.

Ее круг общения в первые послереволюционные годы далек от музыкантов: будущая певица работает заведующей бюро печати в Комиссариате народного просвещения, общается с Анатолием Луначарским, с Сергеем Кировым. После переезда правительства в Москву Батурина, вероятно, остается без работы и уезжает в Сибирь учетчицей на лесосплав (не исключены и другие причины отъезда).

Интерес к музыке возникает внезапно. Батурина возвращается в Петроград и пытается поступить в консерваторию, но не проходит возрастной ценз: абитуриентке было почти тридцать лет. Вопрос решал сам Александр Глазунов: послушав Батурину, он разрешил зачислить ее, несмотря на возраст. В консерватории певица училась сначала у Каролины Ферни-Джиральдони, а после ее отъезда в 1921 году у Софьи Акимовой. В 1925-м состоялся дебют Батуриной в партии Аиды на сцене ГАТОБа (Мариинского театра). Ей сразу поручают партии из классического и современного репертуара – она поет Фату-Моргану на премьере оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (ГАТОБ, 1926), Леонору в опере «Прыжок через тень» Кшенека (МАЛЕГОТ, 1927). В современном репертуаре – премьерным исполнением сочинения Юрия Тюлина – Батурина дебютировала с Филармоническим оркестром под управлением Николая Малько на сцене Большого зала.

Несмотря на удачное начало карьеры, в 1928 году Батурина, по приглашению дирижера Ария Пазовского, уезжает вместе с мужем, дирижером Великановым, в Харбин, где поет в Оперном театре, участвует в симфонических концертах и преподает в Музыкальном техникуме. После установления в Харбине японского управления и массового вывоза из Харбина советских граждан Батурина вернулась в Ленинград и недолго работала в ГАТОБе. В это время она спела на сцене Большого зала арии из опер Вагнера и Верди под управлением Исайи Альтермана (1935), приняла участие в концертном исполнении I и III актов «Валькирии» в программе Фрица Штидри (1937), а последний раз выступила 6 марта 1938 года, оркестром дирижировал Виктор Великанов.

Судя по всему, в Ленинграде им обосноваться не удалось, Батурина и Великанов уезжают в Свердловск, здесь она поет в оперном театре, а в 1948–1973 преподает в Уральской консерватории.


Концерты

  • 30 марта 1927

    (программа и бюллетень Ассоциации с авторскими аннотациями на сочинения, приложены рецензии на концерт)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    при Ленинградской академической филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Владимир Дранишников и Николай Малько

    Карнович. Сюита из балета «La Bellote». Дешевов. Сюита из балета «Джебелла». Юдин. Симфоническая поэма для большого оркестра. Тюлин. Два стихотворения К. Бальмонта для голоса с оркестром. Пащенко. Сюита в классическом стиле для малого оркестра

  • 27 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. IV лекция-концерт
    «Развитие западноевропейской оперы в эпоху империализма»

    В программе: Мейербер, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Верди, Бизе, Николаи, Зуппе

  • 18 мая 1937

    Вагнер. I и III акты из оперы «Валькирия»

    Опера в концертном исполнении (первое исполнение)

  • 21 мая 1937

    7-й концерт 3-го абонемента

    Вагнер. I и III акты из оперы «Валькирия»

    Опера в концертном исполнении (первое исполнение)

  • 6 марта 1938

    6-й концерт молодежного абонемента (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Великанов

    Берлиоз. Отрывок из симфонии «Ромео и Джульетта». Сен-Санс. «Юность Геркулеса». Дюка. «Ученик чародея». Берлиоз. Два отрывка из легенды «Осуждение Фауста». Ария Беатриче из оперы «Беатриче и Бенедикт». Дюка. Монолог Арианы из оперы «Ариана и Синяя Борода». Дебюсси. «Облака»




Другие материалы

Ян Кубелик

Ян Кубелик

Скрипка 1880–1940
Михаил Богданов

Михаил Богданов

Тромбон 1872–1942

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»