Персоны

Лидия Вырлан

1900–1965
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лидия Вырлан

Биография

Вырлан Лидия Александровна – камерная певица, меццо-сопрано, солистка Концертного бюро Ленинградской филармонии.

В 1922 году Лидия Вырлан окончила Одесский музыкально-драматический институт по классу арфы, там же посещала занятия по вокалу и актерскому мастерству. Концертировать начала с 1925 года.

Хотя Лидия Вырлан получит признание прежде всего как камерная певица, ее дебют с Филармоническим оркестром состоится в оперном репертуаре: в январе 1927 года артистка, только переехавшая жить в Ленинград, принимает участие в выездном концерте оркестра под управлением Николая Малько, исполнив две арии Чайковского.

Уже в следующем месяце она начнет петь на сцене Большого зала. С 1927-го по 1931 год Вырлан исполняет с оркестром вокальный цикл на слова Бальмонта, «Ранние песни» Берга и, впервые, «Пять песен», ор. 8 Шенберга. Солирует в «Царе Эдипе» Стравинского под управлением Ансерме, в Симфонии № 2 Малера, дирижирует Йозеф Розеншток, поет вокальные циклы Онеггера в камерном концерте под аккомпанемент автора.

Дальнейшие выступления певицы в Большом зале будут редкими: 1930-е годы оказались совсем не ее временем. В январе 1934-го здесь пройдет ее единственный сольный концерт, программа которого составлена из женских и мужских оперных арий. Такое необычное соседство Вырлан сама объясняет в аннотации к концерту:

«Тема, объединяющая разнообразные звенья программы оперных арий, – зарисовка женских и мужских образов вне рамок театральных постановок, в преодолении исполнительского штампа в их трактовке» …

Но именно штампы станут меткой идеологии, регламентирующей жизнь страны.

В 1939 году, в ноябрьские дни празднования очередной годовщины революции, Лидия Вырлан примет участие в четырех сборных камерных концертах и будет петь в основном Дунаевского, в том числе «Песню о Сталине». Это окажется последним появлением певицы в Большом зале, исполнявшей еще совсем недавно на этой сцене Берга, Стравинского, Малера, выступавшей с Николаем Малько, Александром Гауком, Эрнестом Ансерме, Артюром Онеггером.

Отдушиной в 1930-е оставались камерные филармонические площадки – до 1931-го Малый зал, располагавшийся в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, а в последующие десять лет – Малый зал имени Глазунова в консерватории и Капелла, где Филармония проводила свои камерные сезоны.

Первый сольный концерт Лидия Вырлан дала в Малом зале 24 февраля 1927 года, исполнив романсы Глинки, Мусоргского, Прокофьева и Гнесина. В сольном концерте 6 января 1928 года певице аккомпанирует Дмитрий Шостакович. Программу музыканты выстроили из романсов современных русских композиторов на тексты Тагора, Хайяма, а также на слова Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Парнок, Гиппиус. Упаднические настроения программы не прошли мимо внимания рецензента концерта, который, впрочем, отметил, что «вдумчивая и чуткая художница силой своего исполнения» смогла наполнить жизнью «даже самые нежизнеспособные произведения». Похвалы удостоился и Шостакович, «чьи исполнительские данные во многом совпали с ее [Вырлан] артистической индивидуальностью».

В сольных концертах певицы в Капелле и на сцене Малого зала имени Глазунова были тематические («Пушкин в музыке») и монографические программы, посвященные Рахманинову (1933), Дунаевскому (1939), Чайковскому: романсами Чайковского Лидия Вырлан открывала здесь камерный филармонический сезон в 1933 году, их исполняла и на своем последнем филармоническом концерте 21 апреля 1940 года.


Концерты

  • 26 января 1927

    Дом культпросвета им. Плеханова

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    В программе: Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Бородин

  • 13 февраля 1927

    6-й концерт утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Римский-Корсаков. «Шехеразада». Романсы «Ночь пролетала над миром», «В темной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает». Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка»

  • 24 февраля 1927

    Бетховенское фойе

    Вечер песни
    Лидия Вырлан

    Песни и романсы Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Гнесина

  • 30 октября 1927

    1-й концерт 6-го утреннего абонемента

    Симфонический концерт из произведений Сергея Василенко
    (в ознаменование 25-летия его артистической деятельности)
    Дирижер – автор, Сергей Василенко

    Василенко. Симфоническая картина «Гимн солнцу». «Майорские песни». «Китайская сюита». Сюита из хореографической пантомимы «Нойя»

  • 06 января 1928

    Вечер песни
    Лидия Вырлан
    У рояля Дмитрий Шостакович

    В программе: Римский-Корсаков, Штейнберг, Штрейхер, Вейсберг, Дзегеленок, Александров, Мясковский

  • 12 февраля 1928

    5-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вольф. Симфоническая поэма «Пентезилея». Шёнберг. Пять песен с оркестром. Арапов. Fugato. Мосолов. Концерт для фортепиано и малого оркестра. Чайковский. I часть симфонии «Манфред»

  • 9 марта 1928

    6-й концерт 1-го абонемента

    Вечер произведений Артюра Онеггера
    С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
    и Вениамина Шера

    В программе: Онеггер

  • 11 марта 1928

    6-й концерт 3-го абонемента

    Вечер произведений Артюра Онеггера
    С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
    и Вениамина Шера

    В программе: Онеггер

  • 31 марта 1928

    8-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрнест Ансерме

    Бетховен. Симфония № 4. Стравинский. Увертюра и ария Параши из оперы «Мавра». «Весна священная». Глинка. Рыцарский романс

  • 5 ноября 1928

    (рукопись)

    Общегородское собрание профактива Рабиса,
    посвященное XI годовщине Октябрьской Революции
    Торжественное заседание и концерт
    Дирижер – Николай Малько

    Интернационал. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Онеггер. «Pacific 231». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Четыре вокальных номера

  • 25 февраля 1929

    Для Красной Армии (рукопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Павел Клочков

    Интернационал. Глазунов. Торжественная увертюра. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета № 2. Глинка. «Камаринская». Мусоргский. Турецкий марш из оперы «Хованщина». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 7 апреля 1929

    10-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Чайковский. Увертюра к опере «Опричник». Берг. «Юношеские песни». Бах. Концерт для фортепиано № 1 ре минор. Мясковский. Симфония № 5

  • 13 мая 1929

    (рукопись)

    Концерт для Совпечати
    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Александр Гаук и Эрнест Ансерме

    В программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Вагнер, Бетховен

  • 18 мая 1929

    12-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Стравинский
    Дирижер – Эрнест Ансерме

    Стравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»

  • 13 мая 1930

    (анонс)

    Концерт из произведений Валериана Богданова-Березовского

    (программа не указана)

  • 5 июня 1930

    (рукописная книга)

    Liederabend
    Лидия Вырлан

    (программа не указана)

  • 18 февраля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Иозеф Розеншток

    Мендельсон. «Сон в летнюю ночь». Малер. Симфония № 2 «Воскресение»

  • 27 мая 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Ганс Вейсбах

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 6. Концертная ария «Ah! perfido»

  • 6 декабря 1933

    Зал Глазунова в Консерватории (концерт в 3-х отделениях)

    Открытие камерных концертов Филармонии
    1-й концерт цикла Чайковского
    К 40-летию смерти композитора

    В программе: Рахманинов, Чайковский

  • 18 декабря 1933

    Зал Глазунова в Консерватории

    Вечер песни
    Лидия Вырлан

    В программе: Рахманинов


«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 30 октября 1927 в БЗФ 3 ноября 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

Концерт Л. А. Вырлан 20 ноября 1928



Другие материалы

Петр Волков

Петр Волков

Тромбон 1877–1933
Мария Давыдова

Мария Давыдова

Меццо-сопрано 1889–1987

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»