Персоны
Калле Рандалу
Биография
Рандалу Калле / Kalle Randalu – эстонский пианист.
Выпускник Эстонской академии музыки (класс Бруно Лукка) и аспирант Московской консерватории (класс Льва Власенко) Калле Рандалу в юности стал победителем чешских и эстонских юношеских конкурсов, а в 1980-е годы принимал участие в престижных международных музыкальных состязаниях, получив III премию на Шумановском конкурсе в Цвиккау (1981), золотую медаль Международного конкурса пианистов в Мюнхене (1985) и IV премию на Международном конкурсе имени Чайковского (1982). Один из членов жюри, Сергей Доренский, писал (цитируется по книге Григорьева и Платека «Современные пианисты» (М.: Советский композитор, 1990):
«Особое место среди лауреатов, на мой взгляд, занимает эстонский музыкант Калле Рандалу. По своему облику он существенно отличается от всех соперников, и прежде всего своеобразием исполнительских замыслов, особым характером музицирования. Музыканты такого типа не так уж часто встречаются на конкурсах, где участники обычно стараются сделать как можно более рельефными свои достоинства и по возможности затушевать недостатки. Эстонский пианист и в конкурсной обстановке остался верен себе. Правда, в результате мы убедились, что Рандалу лучше всего удаются сочинения камерного плана, а для масштабных полотен (таких, как Концерт Чайковского) ему недостает широты дыхания, интенсивности звучания, исполнительского размаха. Зато превосходно прозвучали под его пальцами сонаты Моцарта и Шуберта».
Концерт Чайковского Рандалу не раз исполнит позднее на разных сценах, в том числе и в Большом зале Ленинградской филармонии. Будет играть и другие масштабные сочинения романтиков – сонату и концерты Листа, Шопена. Но главными для него действительно останутся венские классики. В репертуаре пианиста были все сонаты и все 27 концертов Моцарта, пять концертов и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена.
Именно Концертом Моцарта (№ 20) Калле Рандалу дебютирует в Большом зале с Государственным симфоническим оркестром Эстонской ССР (ныне Национальный оркестр Эстонии) под управлением Неэме Ярви в 1976 году. С этим же коллективом пианист позднее сыграет в Филармонии концерты №№ 21, 24, 25, с Заслуженным коллективом – № 27. Здесь в исполнении Калле Рандалу звучат также фортепианные концерты Бетховена (№ 1 и 4), Грига, эстонского композитора Яана Ряэтса.
Венских классиков Моцарта и Бетховена Рандалу почти непременно включает в программы своих сольных ленинградских вечеров, соединяя их с Шопеном, Листом, Шуманом, Прокофьевым. Всего в 1980-е годы таких клавирабендов будет пять: три в Большом зале и два в Малом. На камерную сцену Калле Рандалу приезжает и на совместный концерт с известным эстонским певцом-басом Мати Пальмом. Программу они выстраивают контрастную: в I отделении – вокальный Гендель, Пёрселл, клавирные пьесы Куперена, II отделение Рандалу открывает Сонатой № 9 Скрябина, затем аккомпанирует Мати Пальму, исполнявшему романсы Свиридова.
В 1988 году Калле Рандалу эмигрирует в Германию. Становится профессором Фрайбургской высшей школы музыки, затем переходит в Высшую школу музыки Карлсруэ, продолжает пианистическую карьеру, выступая с немецкими, нидерландскими, британскими оркестрами, гастролирует по Европе. Теплый прием и несколько премий получает его серия дисков с фортепианным наследием Пауля Хиндемита: в какой-то степени Рандалу может назвать себя «музыкальным внуком» композитора – его педагог Бруно Лукк учился у Хиндемита.
Пометка «Германия» стоит рядом с именем Калле Рандалу в афише первого после большого перерыва визита в Петербургскую филармонию: в 2004 году он принимает участие в программе немецких музыкантов, выступивших в Малом зале. Но, играя в 2005 и 2006-м в Большом зале, он вновь позиционирует себя как эстонского пианиста. В 2005-м, как и во время дебюта Рандалу почти за 30 лет до этого, звучит Концерт № 20 Моцарта. А в 2006-м с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева Калле Рандалу исполнит Второй концерт Брамса.
О. Р.
Концерты
-
9 ноября 1976
Симфонический концерт
Вечер венской музыки
Дирижер – Неэме ЯрвиВ программе: Гайдн, Моцарт, Штраус
-
28 мая 1979
Симфонический концерт
Дирижер – Неэме ЯрвиМоцарт. Симфония № 34. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Коронационная месса
-
15 октября 1982
К 60-летию образования СССР
Фортепианный вечер
Калле РандалуМоцарт. Каприччио до мажор. Соната № 18. Ряэтс. Соната № 8. Шопен. Соната № 3
-
21 января 1983
5-й концерт 3-го абонемента
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиБетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9
-
22 января 1983
5-й концерт 3-го-А абонемента (повтор программы 21 января)
К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
симфонического оркестра филармонии
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиБетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9
-
27 сентября 1984
Симфонический концерт
Дирижер – Пеэтер ЛильеШуберт. Увертюра к драме Х. Шези «Розамунда». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Россини. «Stabat Mater»
-
28 сентября 1984
Концерт-премьера музыки советских композиторов
Дирижер – Пеэтер ЛильеМяги. «Буколика». Агабабов. Симфония для струнного оркестра, органа и ударных № 3. Ряэтс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вишкарев. Концерт для скрипки с оркестром. Сумера. Симфония № 2
-
9 февраля 1985
Фортепианный вечер
Калле Рандалу (Эстонская ССР)Бетховен. Соната № 7. Соната № 13. Лист. Две легенды. «Bénédiction de Dieu dans la solitude» из цикла «Поэтические гармонии»
-
2 марта 1985
2-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Алексей ГуляницкийЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»