Персоны

Калле Рандалу

Род. в 1956

Биография

Рандалу Калле / Kalle Randalu – эстонский пианист.

Выпускник Эстонской академии музыки (класс Бруно Лукка) и аспирант Московской консерватории (класс Льва Власенко) Калле Рандалу в юности стал победителем чешских и эстонских юношеских конкурсов, а в 1980-е годы принимал участие в престижных международных музыкальных состязаниях, получив III премию на Шумановском конкурсе в Цвиккау (1981), золотую медаль Международного конкурса пианистов в Мюнхене (1985) и IV премию на Международном конкурсе имени Чайковского (1982). Один из членов жюри, Сергей Доренский, писал (цитируется по книге Григорьева и Платека «Современные пианисты» (М.: Советский композитор, 1990):

«Особое место среди лауреатов, на мой взгляд, занимает эстонский музыкант Калле Рандалу. По своему облику он существенно отличается от всех соперников, и прежде всего своеобразием исполнительских замыслов, особым характером музицирования. Музыканты такого типа не так уж часто встречаются на конкурсах, где участники обычно стараются сделать как можно более рельефными свои достоинства и по возможности затушевать недостатки. Эстонский пианист и в конкурсной обстановке остался верен себе. Правда, в результате мы убедились, что Рандалу лучше всего удаются сочинения камерного плана, а для масштабных полотен (таких, как Концерт Чайковского) ему недостает широты дыхания, интенсивности звучания, исполнительского размаха. Зато превосходно прозвучали под его пальцами сонаты Моцарта и Шуберта».

Концерт Чайковского Рандалу не раз исполнит позднее на разных сценах, в том числе и в Большом зале Ленинградской филармонии. Будет играть и другие масштабные сочинения романтиков – сонату и концерты Листа, Шопена. Но главными для него действительно останутся венские классики. В репертуаре пианиста были все сонаты и все 27 концертов Моцарта, пять концертов и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена.

Именно Концертом Моцарта (№ 20) Калле Рандалу дебютирует в Большом зале с Государственным симфоническим оркестром Эстонской ССР (ныне Национальный оркестр Эстонии) под управлением Неэме Ярви в 1976 году. С этим же коллективом пианист позднее сыграет в Филармонии концерты №№ 21, 24, 25, с Заслуженным коллективом – № 27. Здесь в исполнении Калле Рандалу звучат также фортепианные концерты Бетховена (№ 1 и 4), Грига, эстонского композитора Яана Ряэтса.

Венских классиков Моцарта и Бетховена Рандалу почти непременно включает в программы своих сольных ленинградских вечеров, соединяя их с Шопеном, Листом, Шуманом, Прокофьевым. Всего в 1980-е годы таких клавирабендов будет пять: три в Большом зале и два в Малом. На камерную сцену Калле Рандалу приезжает и на совместный концерт с известным эстонским певцом-басом Мати Пальмом. Программу они выстраивают контрастную: в I отделении – вокальный Гендель, Пёрселл, клавирные пьесы Куперена, II отделение Рандалу открывает Сонатой № 9 Скрябина, затем аккомпанирует Мати Пальму, исполнявшему романсы Свиридова.

В 1988 году Калле Рандалу эмигрирует в Германию. Становится профессором Фрайбургской высшей школы музыки, затем переходит в Высшую школу музыки Карлсруэ, продолжает пианистическую карьеру, выступая с немецкими, нидерландскими, британскими оркестрами, гастролирует по Европе. Теплый прием и несколько премий получает его серия дисков с фортепианным наследием Пауля Хиндемита: в какой-то степени Рандалу может назвать себя «музыкальным внуком» композитора – его педагог Бруно Лукк учился у Хиндемита.

Пометка «Германия» стоит рядом с именем Калле Рандалу в афише первого после большого перерыва визита в Петербургскую филармонию: в 2004 году он принимает участие в программе немецких музыкантов, выступивших в Малом зале. Но, играя в 2005 и 2006-м в Большом зале, он вновь позиционирует себя как эстонского пианиста. В 2005-м, как и во время дебюта Рандалу почти за 30 лет до этого, звучит Концерт № 20 Моцарта. А в 2006-м с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева Калле Рандалу исполнит Второй концерт Брамса.

О. Р.


Концерты

  • 9 ноября 1976

    Симфонический концерт
    Вечер венской музыки
    Дирижер – Неэме Ярви

    В программе: Гайдн, Моцарт, Штраус

  • 28 мая 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Неэме Ярви

    Моцарт. Симфония № 34. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Коронационная месса

  • 15 октября 1982

    К 60-летию образования СССР
    Фортепианный вечер
    Калле Рандалу

    Моцарт. Каприччио до мажор. Соната № 18. Ряэтс. Соната № 8. Шопен. Соната № 3

  • 21 января 1983

    5-й концерт 3-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 22 января 1983

    5-й концерт 3-го-А абонемента (повтор программы 21 января)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 27 сентября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Шуберт. Увертюра к драме Х. Шези «Розамунда». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Россини. «Stabat Mater»

  • 28 сентября 1984

    Концерт-премьера музыки советских композиторов
    Дирижер – Пеэтер Лилье

    Мяги. «Буколика». Агабабов. Симфония для струнного оркестра, органа и ударных № 3. Ряэтс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вишкарев. Концерт для скрипки с оркестром. Сумера. Симфония № 2

  • 9 февраля 1985

    Фортепианный вечер
    Калле Рандалу (Эстонская ССР)

    Бетховен. Соната № 7. Соната № 13. Лист. Две легенды. «Bénédiction de Dieu dans la solitude» из цикла «Поэтические гармонии»

  • 2 марта 1985

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Алексей Гуляницкий

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»