Персоны

Эуген Сенкар

1891–1977
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эуген Сенкар

Биография

Сенкар Эуген (встречаются варианты имени: Ойген и Ёно) / Szenkár Jenő – венгерский дирижер.

Эуген Сенкар родился в семье органиста и композитора Нандора Сенкара и музыкой начал заниматься в раннем детстве. В шестнадцать лет он попадает на концерт Густава Малера. Это определяет выбор профессии – юноша решает стать дирижером. В 1908-м он поступает в Королевскую академию музыки в Будапеште в класс дирижера и композитора Виктора Херцфельда, а уже в 1911-м получает место дирижера-репетитора в Будапештской опере.

До 1933 года карьера Сенкара успешно складывалась в Германии. Он работал в оперных театрах Франкфурта, где представил немецкие премьеры оперы «Замок герцога Синяя Борода» и балета «Деревянный принц» Бартока; Берлина (Фольксопера), где дирижировал «Борисом Годуновым»; Кёльна (1924–1933) – на посту главного дирижера оперного театра Сенкар сменил Отто Клемперера.

На Кёльнской сцене Эуген Сенкар ставил оперы Моцарта, Генделя, Вагнера, «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, зингшпиль Золтана Кодаи «Хари Янош», балет Бартока «Чудесный мандарин», вызвавший скандал и снятый с репертуара после премьеры. Здесь же Сенкар, страстный поклонник Малера, дирижировал несколькими его симфониями, исполнил «Песню о земле» Малера, а также «Песни Гурре» Шенберга.

В 1933-м, с приходом нацистов, Сенкар уезжает из Германии. На протяжении семнадцати лет он будет выступать в разных странах и даже на разных континентах, а первой остановкой его странствий станет советская столица. Сенкар занимает должность главного дирижера Оркестра Московской филармонии, параллельно преподаетв консерватории. В Москве он по-прежнему исполняет много новой музыки, на сей раз – советской. Именно Сенкар представит премьеры Первой симфонии Хачатуряна, Шестнадцатой симфонии Мясковского, по рукописи готовит с оркестром премьеру «Русской увертюры» Прокофьева – автор поражен тем, что всего через десять дней после окончания сочинения Сенкар дирижировал «Увертюрой» наизусть!

Московский контракт прервется неожиданно. В 1937-м, после выхода сталинской директивы о необходимости для иностранцев принять советское гражданство или покинуть страну, Сенкар, как и главный дирижер Ленинградской филармонии Фриц Штидри, уезжает из СССР. Он дает концерты с новым Палестинским филармоническим оркестром, созданным скрипачом Брониславом Губерманом (1938, 1939), работает в опере Буэнос-Айреса (1939–1949), а в 1940-м становится одним из инициаторов создания Бразильского симфонического оркестра, который и возглавляет на протяжении десяти лет.

В середине 1940-х годов в Бразилии Сенкар знакомится с Артуро Тосканини, который гастролирует с оркестром NBC. Тосканини доверяет венгерскому дирижеру провести несколько программ своего латиноамериканского тура, а затем приглашает в Нью-Йорк. Записи с концертов Сенкара с NBC сохранились и стали частью немногочисленной дискографии дирижера – работать в студии он не любил.

В 1950-м Эуген Сенкар возвращается в Германию. Сначала служит в Мангейме, а затем возглавляет Дюссельдорфскую оперу и симфонический оркестр, с которым, впервые в истории коллектива, выезжает на зарубежные гастроли. После ухода с поста в 1960-м дирижер продолжал гастролировать, а свое 80-летие отметил спектаклем «Кармен» за пультом оперного театра Кёльна, откуда был вынужден бежать в начале 1930-х годов.

В Ленинград Сенкар трижды приезжал в московский период своей жизни. В Большом зале филармонии он исполнил четыре программы весной 1935 года, две – в 1936-м, а зимой 1937-го дал еще четыре концерта, с частично повторяющимися программами.

Под его управлением оркестр исполнил Третью симфонию Малера, поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Жизнь героя», симфонию № 9 Бетховена, увертюры Вебера, Concerto grosso Генделя, симфонические фрагменты из популярной тогда оперы Яромира Вейнбергера «Шванда-волынщик». Концерт 30 апреля 1935 года был полностью посвящен Чайковскому («Ромео и Джульетта», Симфония № 6 и Скрипичный концерт, солировал Мирон Полякин). В январе 1937-го фортепианные концерты Бетховена в его программах исполнили воспитанники знаменитого одесского педагога Берты Рейнгбальд – уже известный Эмиль Гилельс (концерт № 3) и подававший большие надежды вундеркинд Дима Тасин (№ 1).

Последние концерты Эугена Сенкара в Большом зале состоялись 2 и 3 февраля 1937 года. Символично, что это были монографии венгерского композитора Листа: Фауст-симфония, Вторая венгерская рапсодия и концерты: № 2 играл Генрих Нейгауз (2 февраля), а Фантазию на венгерские темы – Моисей Хальфин.

В день первого выхода на сцену Большого зала дирижер оставил запись в «Золотой книге»:

Für freundliche Erinnerung an mein ersten Auftritt in Leningrad mit herzlich Dank für ein Lauf hervorragende, virtuose Geisterleistung.
Leningrad, am 4 Mai 1935
Eugen Szenkar

«На добрую память о моем первом выступлении в Ленинграде с сердечной благодарностью за выдающуюся работу, за виртуозный вдохновенный результат.
Эуген (Ойген) Сенкар
Ленинград, 4 мая 1935».

И. Р.


Концерты

  • 28 апреля 1935

    6-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Вейнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 30 апреля 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 4 мая 1935

    9-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)

    Гендель. Concerto grosso № 23. Бетховен. Симфония № 9

  • 29 февраля 1936

    6-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Малер. Симфония № 3

  • 2 марта 1936

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Бетховен. «Аделаида». Вебер. Ария Агаты из оперы «Волшебный стрелок». Малер. Симфония № 3

  • 22 ноября 1936

    1-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Мясковский. Симфония № 16. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Равель. «Болеро»

  • 24 ноября 1936

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Мясковский. Симфония № 16. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Равель. «Болеро»

  • 29 января 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Моцарт. Симфония № 39. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»

  • 31 января 1937

    5-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 29 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Моцарт. Симфония № 39. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»

  • 2 февраля 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Венгерская рапсодия № 2

  • 3 февраля 1937

    6-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 2 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Лист. «Фауст-симфония». Фантазия на венгерские темы. Венгерская рапсодия № 2



Вячеслав Сук

Вячеслав Сук

Дирижер 19 декабря 1926



Другие материалы

Йозеф Розеншток

Йозеф Розеншток

Дирижер 1895–1985
Эрих Штекель

Эрих Штекель

Дирижер 1898–1978

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»