Персоны

Вивиана Софроницкая

Род. в 1960

Биография

Софроницкая Вивиана Владимировна – органистка, пианистка, дочь Владимира Софроницкого.

Начало жизни Вивианы сложилось тяжело, трагически. Своего отца, великого пианиста, она не помнит – Владимира Софроницкого не стало, когда дочке было всего полтора года. Еще через три года погибнет мать, бывшая ученица Софроницкого, Валентина Николаевна Душинова. Вивиану заберет бабушка, но скоро и она уйдет из жизни. Оставшись абсолютно одной, девочка будет жить в интернате при Центральной музыкальной школе, где училась к тому времени на фортепианном отделении.

Стала бы музыка ее профессией, если бы всё сложилось по-другому? Сложно сказать. Старшая дочь Софроницкого (и его первой жены, дочери Александра Скрябина) Роксана, отвечая на вопрос, почему не стала музыкантом, однажды сказала: «Я стала математиком, так же, как мой брат Саша, как дочь Нейгауза Мила. Папа очень радовался, что дети выбрали безопасную, далекую от влияния идеологии профессию. Меня учили в детстве играть на фортепьяно. Но, как многие, ребенком я музыку не понимала. Как-то папа, услышав в моем исполнении серьезную вещь, сказал: "Я радости не чувствую!" И занятия завершились».

Вивиане же советов давать было некому. Сама она о выборе профессии говорит иронично и довольно жестко: «Живая кошка лучше мертвого короля», поясняя, что всегда знала, что уровня отца ей никогда не достичь, но решила делать то, что может – в согласии со своей мерой таланта, данного при рождении.

Еще студенткой Софроницкая увлекается музыкой эпохи барокко, сотрудничает с ансамблем «Мадригал» и «Академией старинной музыки» Татьяны Гринденко и Алексея Любимова, а в Московской консерватории оканчивает не только фортепианный факультет (у Маргариты Федоровой), но и посещает класс органа Наталии Гуреевой. Именно как органистка Софроницкая единственный раз выступит в Большом зале Ленинградской филармонии: 22 февраля 1988 года здесь прошел ее сольный вечер.

Через год, в 1989-м, Вивиана Софроницкая переберется в США, будет учиться в Оберлинском музыкальном колледже, где откроет для себя новую нишу – исполнительство на аутентичных инструментах. Сначала изучает эту область самостоятельно, затем снова идет учиться и в 1999-м получает диплом по классам клавесина и исторического фортепиано в Королевской консерватории Гааги. Желание и самой иметь копию старинного рояля (поначалу Софроницкая заказывает инструмент эпохи Моцарта) приводит ее в Прагу, в мастерскую реставратора и изготовителя клавишных инструментов Пола МакНалти, который вскоре станет ее мужем. Вместе они читают лекции и дают мастер-классы, рассказывая и показывая, чем отличается рояль эпохи Бетховена от рояля Листа, как распознать звук ‘’Pleyel’’ 1830 года и звук ‘’Graf’’ 1819-го…. Об исторических инструментах Вивиана Софроницкая-МакНалти может говорить часами. На инструментах своего мужа она дает концерты, гастролируя по разным странам, участвует в европейских фестивалях, записывает диски.

В Петербургской филармонии она появится еще лишь один раз: в мае 2001 года музыкальный мир отмечал 100-летие со дня рождения Владимира Софроницкого. В программе Малого зала имени Глинки, посвященной памяти пианиста, и приняла участие его дочь. С оркестром ‘’Musica Antiqua Sankt Petersburg’’ под управлением американского дирижера Стивена Фокса Вивиана Софроницкая исполнила Концерт для чембало и струнных Карла Филиппа Эммануила Баха.

О. Р.




Другие материалы

Бах–Моцарт

(транскрипция) ?

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»