Персоны

Леопольд Теплицкий

1890–1965
Источник изображения: Culture.ru
Леопольд Теплицкий

Биография

Теплицкий Леопольд Яковлевич – дирижер, композитор.

О жизни Леопольда Теплицкого можно было бы снять увлекательное кино. Первой в нем была бы сцена в екатеринославском «Магазине готового платья», где Леопольд – старший из 11 (!) детей помогал отцу-портному. Совсем скоро он начнет зарабатывать на себя и семью другим ремеслом: играть в садах и ресторанах. В автобиографии напишет: «С 14 лет я постоянно работаю». Выхода другого не было, отец, перенеся инсульт во время еврейских погромов начала века, содержать детей и жену больше не мог. Тем не менее, Теплицкий параллельно идет учиться в Харьковское музыкальное училище. Ему прочат большую карьеру пианиста. На фортепианный факультет он сначала поступает и в Петербургскую консерваторию, но, переиграв руки, заканчивает композиторское отделение в классе Василия Калафати.

В Петрограде приезжий музыкант сразу находит работу. Сначала это вновь сады, кинотеатры, варьете. Но вскоре Теплицкого принимают дирижером «Севзапкино», дебютирует он и на академической сцене – в Мариинском театре (тогда ГАТОБе).

В 1926-м году именно Леопольда Теплицкого отправляют в США на Всемирную сельскохозяйственную выставку. Вместе с коллегами он играет в Советском павильоне. Но есть у Теплицкого и другое задание от Наркомпроса: изучить американскую киномузыку. Около года музыкант стажируется в оркестре Пола Уайтмена.

К фигуре Уайтмена в джазовых кругах относятся по-разному. Его нью-йоркский джаз-банд, состоявший из белых музыкантов, пользовался невероятной популярностью в США, его записи джазовых стандартов вошли в золотой фонд американской дискографии, именно оркестр Уайтмена с автором за роялем исполнил премьеру знаменитой Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина. При этом критики музыканта утверждали, что непосредственно джаза – с его импровизационностью, глубиной и эмоциональным накалом, в искусстве Пола Уайтмена было немного. Это был адаптированный вариант джаза для широкой публики, который Пол Уайтмен сумел превратить во всеобщее увлечение американцев, а за ними и всего мира.

Именно на такой стиль (вероятно, еще более «сглаженный») ориентируется и Леопольд Теплицкий, когда в 1927 году, после возвращения из США, создает в Ленинграде «Первый концертный джаз-банд». С собой он везет инструменты и чемодан нот, но многие пьесы для программ берет не из этого чемодана, а пишет сам. В частности, известно, что в первых программах звучала джазовая обработка русской народной песни «Эй, ухнем».

Уже в апреле 1927-го оркестр дает первый концерт в зале Капеллы. Его предваряет лекция композитора, знатока и адепта джазовой музыки, Иосифа Шиллингера: «Джаз-банд и музыка будущего». Свое собственное будущее Шиллингер, быстро осознавший, что реалии советского искусства будут меняться непоправимо, свяжет с американским континентом. Но тогда, в 1927-м, поддержанный им оркестр Теплицкого производит в Ленинграде фурор, как среди широкой публики, так и среди академических музыкантов: о нем с восторгом отзываются Шостакович, Гаук, главный дирижер филармонии Николай Малько (правда, в прессе раздаются и гневные голоса, например, против «варварских, словно топором обрубленных гармоний» высказывается Андрей Римский-Корсаков, сын Николая Андреевича Римского-Корсакова).

Уже в декабре джаз-банд дает концерт в Большом зале ленинградской филармонии, в программе участвует певица, уроженка Америки, Коретти Арле-Тиц. И все это – джазовые ритмы и интонации, темнокожая вокалистка на сцене – показывает, как позиционировала себя тогда молодая Советская Россия – открытой новым веяниям и интернациональным влияниям. Ненадолго.

В 1930-м году Леопольду Теплицкому предъявляют обвинение в шпионаже. Ему вменят в вину длительное проживание в США (туда, напомним, музыкант отправился по поручению властей), общение с зарубежными музыкантами, наличие родственников за границей (братья и сестры отца, оказавшись более расторопными, еще в начале века, после погромов перебрались в Новый Свет).

Руководителя «Первого концертного джаз-банда» отправляют на строительство Беломорканала, но, к счастью, до тяжелых работ не допускают: в Медвежьегорске ему поручают создать симфонический и духовой оркестры, собранные из музыкантов-зэков. Ими бывший джазмен и дирижирует, отбывая срок.

Теплицкому, если уместно применить это слово в данных обстоятельствах, вообще везет. Срок в три года не продлевают, повторных арестов, столь частых в те времена, музыкант избежит. В Ленинград вернуться ему запретят, но позволят обосноваться в относительно близком к нему Петрозаводске, с которым отныне будет связана его новая жизнь. Леопольд Яковлевич преподает, становится основателем и первым дирижером Карельского Симфонического оркестра, одним из сооснователей, а в послевоенные годы – дирижером коллектива «Кантеле».

Ансамбль исполнителей народных инструментах – кантелистов, приезжает в 1937-м году и в Ленинградскую филармонию. Теплицкого с музыкантами нет, но в программе – его авторские обработки народных песен. Прозвучит в Большом зале и симфоническая музыка композитора: в феврале 1939 года оркестр ЗКР под управлением Евгения Мравинского исполнит премьеру его Сюиты на карельские темы. Для бывшего заключенного ГУЛАГа это удивительный факт, хотя, разумеется, Теплицкий не мог не размышлять, как сложилась бы его жизнь, если бы не арест.

О. Р.


Концерты

  • 11 декабря 1927

    Первый концертный Джаз-банда
    Под управлением Леопольда Теплицкого

    (программа не указана)




Другие материалы

Генрих Бёлль

Генрих Бёлль

Орган 1890–1947
Коретти Арле-Тиц

Коретти Арле-Тиц

Сопрано 1881–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»