Персоны
Анатолий Доливо
Биография
Доливо (наст. фамилия Соботницкий) Анатолий Леонидович – камерный певец (бас), профессор Московской консерватории.
В 1918 году Анатолий Доливо окончил физико-математический факультет Московского университета и, одновременно, Московскую консерваторию, где учился в классе Умберто Мазетти. Вся дальнейшая жизнь Доливо связана с камерным пением.
В обширном репертуаре артиста – музыка старых итальянцев Монтеверди и Марчелло, песни Бетховена и Шуберта, русские классические и старинные романсы, народные песни – от русских и украинских (уроженец Павлодара, Доливо всю жизнь поддерживал связь с деятелями украинской культуры) до афроамериканских и ирландских. С сольными камерными программами он выступает в городах СССР и за рубежом, в 1930-м начинает преподавать в Московской консерватории, в 1932–1943 заведует кафедрой камерного, а в 1954–1965 – сольного пения, занимается исследованиями в области вокальной музыки, публикует несколько работ и защищает докторскую диссертацию (1947).
Анатолий Доливо.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В течение двадцати с лишним лет певец тесно сотрудничает с Ленинградской филармонией. Имя профессора Доливо появляется и в ее новосибирской афише: в Концертном зале Новосибирска, где Филармония работает в период эвакуации, 13 марта 1943 года проходит его сольный вечер.
В Большом зале Анатолий Доливо выступать не будет, но с 1930-го до 1952 года поет на камерных филармонических площадках. Все они выполняют функцию Малого зала филармонии, вне зависимости от локации, которая часто менялась: в 1920-е годы это было нынешнее Бетховенское фойе БЗФ, в 1930-е – зал Капеллы и консерваторский Зал имени Глазунова, а также различные аудитории Дворцов культуры, профсоюзных клубов, заводов, в 1940-е – Зал камерной музыки на Невском, 52 (Театр марионеток), а с 1949-го – Малый зал имени Глинки.
Не все концерты Анатолия Доливо, проходившие на временных площадках, обнаружены в архивах Филармонии. Но и сохранившиеся программы, всегда выстроенные по тематическому принципу, отражают интересы певца-исследователя, который знакомил слушателей с редчайшими образцами старинных песен, баллад, былин, представлял объемные «портреты» эпох и композиторов, посвящая специальные вечера Франции или Испании XVI века, России или Украине, песням Мусоргского и Бетховена.
И. Р.
Концерты
-
10 марта 1930
(анонс)
Вечер песни
Анатолий Доливо (Москва)(программа не указана)
-
30 января 1934
Зал Глазунова в Консерватории (программа с биографией А. Доливо)
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Гендель, Морлей, Марчелло, Бетховен, Бельман, Черемухин, Стравинский, Даргомыжский
-
11 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Бирюков, Верстовский, Титов, Бернард, Даргомыжский, Глинка
-
14 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе народные песни
-
2 декабря 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Тьерсо, Векерлен, Морли, Фейнберг, С. Толстой, Юз, Ипполитов-Иванов, Бетховен
-
5 декабря 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Стравинский, Алябьев, Титов, Даргомыжский, народные песни
-
24 октября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Булахов, Балакирев, Варламов, Титов, Бернард, Верстовский
-
5 декабря 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Составлено по черновой карандашной рукописи (см. здесь)
Вокальный вечер
Анатолий ДоливоВ программе: Ревуцкий, Лобачев, Мильман, Фейнберг, Адмони, Кочуров, Бирюков, Мясковский, Прокофьев, Коваль
-
13 марта 1943
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск, «Филиал Филармонии. Концерты сезона 1942–43 гг. Сольные концерты»)
Вокальный вечер
Профессор Московской консерватории
Анатолий ДоливоВ программе: старинный русский романс и песни Запада