Персоны
Александр Орлов
Биография
Орлов Александр Александрович (1889–1974) – артист балета, эстрады, оперетты, кино.
Александр Орлов был артистом поистине универсальным. Он начинал карьеру в балетной труппе Мариинского театра, куда поступил в 1908 году сразу же после окончания Петербургского театрального училища, здесь среди его педагогов был и знаменитый Михаил Фокин. Поставленный Фокиным балет Стравинского «Петрушка» принес Орлову первую громкую славу, ведь для премьеры в Париже 13 июня 1911 года «Русские балеты Сергея Дягилева» выбрали блестящий состав: Петрушку танцевал Вацлав Нижинский, Балерину – Тамара Карсавина, Арапа – Александр Орлов. Он не остался незамеченным рядом с такими звездными партнерами и объездил с труппой Дягилева европейские столицы.
В Мариинском театре Орлов исполнял характерные и комические партии в балетах до 1924 года. Но еще до ухода со знаменитой сцены он пробует себя в других жанрах. В 1910-м создает с Евгенией Лопуховой (старшей из знаменитой балетной семьи) эстрадный дуэт, исполняя сюжетные танцевально-игровые номера на основе русских плясок. Вместе они выступят в нескольких сборных целевых программах в 1934–1935 и в Большом зале Ленинградской филармонии.
Орлову, завсегдатаю театров-кабаре «Кривое зеркало» и «Привал комедиантов», жанр миниатюры, скетча, юмористической пародии особенно близок. В 1920-е он создает с Леонидом Утесовым свой театр-кабаре «УТОР» (название составлено из первых букв фамилий артистов). В 1915-м впервые выступает в оперетте – спектакли проходят в Палас-театре (открыт в 1910). В 1917–1920 и затем с 1924 года Орлов – уже постоянный участник опереточной труппы.
В 1929 году, после сложной цепочки реорганизаций, в помещении Палас-театра откроется Театр музыкальной комедии, и Александр Орлов становится его солистом. В классический балет артист все же вернется: в 1934–1941 он служит в Малом оперном театре (Михайловском), но и здесь участвует не только в балетных спектаклях, но и, как танцор, в постановках оперетт.
В 1941-м Орлов вновь оказывается в труппе Театра музыкальной комедии, здесь его застанет начало войны, с этим коллективом он проведет все блокадные годы в Ленинграде. Теперь в спектаклях Орлов не только танцует, но и поет – в классической и современной оперетте. Участвует он и в героической комедии «Раскинулось море широко», впервые исполненной на сцене Пушкинского (Александринского) театра 7 ноября 1942 года и связанной сюжетом с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде и на фронте. В составе фронтовых концертных бригад «дядя Саша» (так его зовут артисты и бойцы) выступает на передовой.
Поет Орлов и в программах Большого зала филармонии: с 12 июля 1942-го до 27 ноября 1944 года артист примет участие в тринадцати концертах. Публика особенно любит и хорошо знает его не только по театральным работам, но и по ролям в кино. Сниматься Орлов начинает в 1919-м, и к 1970 году в его фильмографии будет 38 картин (среди них «Укротительница тигров», «Три толстяка», «Интервенция», «Король Лир»). Роли актеру доставались только эпизодические, некоторые даже без титров, амплуа – от уголовника до чиновника, от доктора до швейцара. Но режиссеры любили Орлова, ведь даже незначительные эпизоды с его участием навсегда запоминались зрителям.
И. Р.
Концерты
-
6 января 1934
(афиша)
Сатира и юмор
в театре, литературе и музыке
(программа не указана)
-
13 января 1934
(анонс)
Вечер мастеров советского искусства
(программа не указана)
-
25 января 1935
Обл. шефская комиссия Союза рабис (работников искусств) – Красной Армии (афиша)
Концерт мастеров оперы, драмы и балета
(программа не указана)
-
1 февраля 1935
(афиша)
Концерт «Ленгосэстрады» на сцене Большого зала Филармонии
(программа не указана)
-
9 июня 1935
(афиша)
Редакция газеты «Смена» и дирекция Ленгосфилармонии устраивают Большой концерт
Знатные люди ленинградских театров – в фонд постройки воздушной эскадрильи
-
31 октября 1935
В помещении Государственной Академической Филармонии, ул. Лассаля, 2 (афиша)
Областной комитет Союза работников искусств – Красной Армии
Вечер мастеров
(программа не указана)
-
13 февраля 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Первый концерт цикла развлекательной музыки «Юмор в русской музыке»
В программе: Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Фомин, Мусоргский, Даргомыжский
-
12 июля 1942
(машинопись, рукописная книга, афиша, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, плакаты)
Вечер классической оперетты
В программе: Штраус–Каменский, Стоггарт–Фримль, И. Штраус, Дунаевский, Кальман, Целлер, Александров
-
2 августа 1942
(машинопись, рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, плакаты)
Сборный концерт
В программе: И. Штраус, Сен-Санс, Фримль, Дунаевский, Шопен, Кубанский, Чайковский, Красев–Брандсбург, Пушкин
-
8 августа 1942
(машинопись, рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1.5 л., оповещение по радио, плакаты)
Сборный концерт
В программе: Шуберт, Чайковский, Варламов, Кассиль, Грибанов, Бородин, Бетховен, Рахманинов, Шуман, Гоголь, Целлер, Верди, Бенедикт, Леонкавалло, Айвазян
-
22 августа 1942
(машинопись, рукописная книга)
Вечер арий, дуэтов и сцен из популярных оперетт
В программе: Сарасате, Фримль, И. Штраус, Логинов, Кальман, Оффенбах, Целлер, Краусс
-
11 октября 1942
(рукописная книга, пометка: объявление по радио, плакаты)
Сборный концерт
В программе: Делиб, Целлер, Миклашевская, Горький, Кальман, Логинов, И. Штраус, Александров, Дунаевский, Стрельников, Планкетт
-
19 октября 1942
(рукописная книга)
Закрытый концерт для транспортного управления Ленгорсовета
В программе: Сарасате, Монти, Глинка, Голованов, Мошковский, Симонов, Кочуров, Бизе, Логинов, Бенацки–Фримль, Целлер
-
1 ноября 1942
(рукопись, машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Сборный концерт
В программе: Шопен, Римский-Корсаков, Лермонтов, Кайярман, Чайковский, Бизе, Сен-Санс, Калинина, Цветков, Шопен, Лист, Гуно, И. Штраус, Савельев, Оффенбах, Красев–Брандсбург, Кальман, Александров
-
22 ноября 1942
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Ленздравотдела
В программе: Некрасов, Рубинштейн, Бизе, Чайковский, Альбенис, Глинка, И. Штраус, Дунаевский, Безыменский, Александров
-
8 мая 1943
Перенесен с 1 мая (рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Митюшин, Савельев, Богданов-Березовский, Рубинштейн, Бородин, Безыменский, Цветкова, Оффенбах, Красев, Симонов, Рывина, Чайковский, Чехов, Твардовский
-
18 октября 1943
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Центрального телеграфа
(по договору от 12 октября с. г.)В программе: Дворжак, Нашэ, Оффенбах, И. Штраус, Маяковский, Целлер, Маршак, Станюкович
-
18 апреля 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт для профсоюзного актива
В программе: Верди, И. Штраус, Лекок, Форе, Сенайе, Горький, Рахманинов, Штраус–Грюнфельд, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Шереметьев, Минх, Соловьев-Седой, Фрадкин, Ардов, Целлер, Кальман
-
18 ноября 1944
(рукопись)
Закрытый концерт
В программе: Глинка, Бородин, Мусоргский, Глазунов, Александров, Оффенбах, Аста Галла, Лист, Хренников, Соловьев-Седой, Блантер, а также русские народные песни
-
27 ноября 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт
Для завода (без уточнения)В программе: Рубинштейн, Балакирев, Уйгун, Кончаловская, Венявский, Ленч, Рахманинов, Чайковский, Дулов, Верди, Гашек, Кальман, Стоггарт–Фримль, Целлер, Аранович