Персоны

Артисты Эрмитажного театра

1932–1935
Эрмитажный театр, фото – Екатерина Борисова, источник – Wikimedia
Артисты Эрмитажного театра

Биография

Артисты Эрмитажного театра

В 1932 году в специально созданный в Эрмитаже отдел музыкальной культуры и техники перенесли коллекцию музыкальных инструментов Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. Собирать ее начал в конце XIX века первый директор Придворного музыкантского хора барон Константин Карлович Штакельберг, и к 1917 году это было едва ли не лучшее собрание в Европе.

Последний директор Музея филармонии Семен Львович Гинзбург и стал хранителем коллекции, поступившей в состав имущества Эрмитажа. Он же был руководителем театральной труппы, созданной для иллюстрации «Исторических концертов-выставок». Начало такому серьезному просветительскому проекту положил открытый еще в 1927 году при Эрмитажном театре лекторий Рабочего университета имени Луначарского. Название соответствовало духу времени. Но репертуар артистов новой труппы формировался из образцов культуры совсем иной эпохи.

В лектории (в зале Эрмитажного театра) проводились тематические лекции-концерты, а рассказ о том или ином периоде истории сопровождался музыкальными номерами или целыми представлениями. Здесь ставились реконструкции старинных «галантных» пьес, зингшпили и оперы, редко идущие на больших сценах.

Информация о деятельности лектория крайне скупа. Фамилии штатных артистов труппы – среди них «Р. Павлова-Асиар (меццо-сопрано), Л. Радлова (сопрано), В. Таланкин (бас), В. Раевский-Шапиро (баритон), а также артисты балета Т. Трояновская и М. Михайлов» – называет автор статьи «Эрмитажный театр» Николай Громов («Петербургский театральный журнал», 1996, № 10).

Перечисленные в статье певцы приняли участие в концерте Большого зала филармонии 8 января 1935 года. Выступление артистов состоялось накануне закрытия труппы. В филармонической программе в январе 1935 года прозвучали отрывки из оперы Франсуа-Андре Филидора «Блез-башмачник» – ее готовили к постановке на сцене театра, но в разгар репетиций Наркомпрос прекратил финансирование по причине убыточности спектаклей.

Ни об одном из участников концерта, прошедшего в цикле «Университет музыкальной культуры» и посвященного западной опере XVIII века, подробной информации обнаружить не удалось.

На историческом сайте Филармонии размещена детальная биография лишь тенора Константина Нежданова. Его дочка Ирина Нежданова нашлась благодаря интернет-проекту «Блокада. Голоса», она прислала из Нью-Йорка письменный рассказ о судьбе отца и его фотографии.


Концерты

  • 8 января 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    IV цикл. II концерт-лекция
    «Буржуазия XVIII в. в борьбе за собственный музыкальный театр»

    В программе: Гретри, Филидор, Перголези, Диттерсдорф, Глюк, Моцарт




Другие материалы

Мариан Андерсон

Мариан Андерсон

Меццо-сопрано 1897–1993
Борис Бабочкин

Борис Бабочкин

Актер 1904–1975

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»