Персоны
Тихон Хренников
Биография
Хренников Тихон Николаевич – композитор, общественный деятель, председатель Союза композиторов СССР в 1948–1991 годах.
Тихону Хренникову было 16 лет, когда в 1929 году он приехал в Москву из провинции и поступил сначала в Музыкальный техникум Гнесиных, а в 1932-м – в консерваторию, которую окончил по композиции у Виссариона Шебалина и по фортепиано у Генриха Нейгауза. Работая в театрах – Детском Наталии Сац и Красной армии, Хренников занимался музыкальным оформлением спектаклей, где, по словам автора, «требовалась простая, выразительная музыка».
Простота, яркость, доступность, выразительность и определяли его композиторский стиль. Именно музыка для театра и кино, на основе которой автор составлял и концертные сочинения, – самое ценное из его наследия, а фильмы «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева (1941) и «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова (1962) сохраняют свое обаяние, в том числе и благодаря музыке Тихона Хренникова.
Его оперы «В бурю», «Фрол Скобеев», «Мать» шли на главных оперных сценах страны. Театральность образов была присуща и академическим жанрам – симфониям (их три) и особенно инструментальным концертам: четырем фортепианным, двум скрипичным и двум виолончельным. Хренников искренне не принимал авангард, и, как композитор «правильный», к тому же несомненно талантливый, сделал большую общественную карьеру: в 1948-м он возглавил Союз композиторов СССР и оставался на этом посту вплоть до ликвидации организации в связи с распадом Советского Союза.
В перестроечные времена деятельность Хренникова, как председателя Союза композиторов, активно обсуждалась в публичном пространстве: одни обвиняли его в рьяном следовании партийной линии в период борьбы с формализмом и космополитизмом в 1940–1950-е годы, в преследовании молодых композиторов-авангардистов на рубеже 1970–1980-х (среди них – Губайдулина, Денисов, Кнайфель), другие (в том числе студенты Московской консерватории, где он преподавал с 1961-го) вменяли в заслугу то, что Хренников многих спас от арестов и гибели. Сам композитор, переживший в преклонные годы крах общественной карьеры, продолжал писать – Концерт № 4 для фортепиано, струнных и ударных (бартоковская модель) датирован 1991 годом, струнный квартет № 2 – 2001-м, а еще были мюзиклы, детские пьесы, музыка к фильмам.
В это время имя Хренникова уже редко появлялось на афишах Большого зала Ленинградской филармонии, где прежде композитор исполнялся регулярно: с середины 1930-х – в вокальных вечерах и смешанных программах, с 1951-го – в симфонических концертах. Вплоть до конца 1980-х исполнение сочинений Хренникова становилось для молодых музыкантов пропуском на большую сцену: его дирижировал начинающий карьеру Валерий Гергиев, с его скрипичным концертом дебютировал с оркестром в Большом зале юный Вадим Репин. Инструментальные концерты Хренникова в Филармонии играли Леонид Коган, Владимир Спиваков, Михаил Хомицер.
Сам Хренников впервые появился на сцене Большого зала в 1935 году, солируя в своем Первом фортепианном концерте с Заслуженным коллективом под управлением Александра Мелик-Пашаева: концерт прошел в рамках Фестиваля искусств (переформатированного позднее в фестиваль «Белые ночи»), рассчитанного и на посещение иностранцев, в связи с чем был выпущен буклет на английском языке.
С конца 1950-х композитор четырежды участвовал как пианист в своих авторских концертах: 24 января 1957-го аккомпанировал Николаю Гяурову (основной симфонической программой дирижировал Борис Хайкин), 7 июня 1963-го вновь исполнил Первый фортепианный концерт под управлением Натана Рахлина, 23 февраля 1972-го играл ленинградскую премьеру Второго фортепианного концерта, Заслуженным коллективом дирижировал Евгений Светланов (остальные программы играл Симфонический оркестр филармонии), а 25 июня 1973 года повторил концерт под управлением Юрия Темирканова. Это было последнее выступление Хренникова-пианиста в Филармонии.
И. Р.
Концерты
-
1 июня 1935
(анонс, буклет на английском, французском и немецком языках)
Открытие фестиваля искусств
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВ программе: Чайковский, Хренников, Глинка, Алябьев, Шостакович, Животов
-
10 марта 1952
Авторский концерт Тихона Хренникова
Хренников. Симфония № 1. IV картина из оперы «В бурю». Фрагменты из оперы «Безродный зять» («Фрол Скобеев»). Романсы. Баллада из музыки к пьесе «Дон Кихот». «Как соловей о розе», Серенада и Песня пьяницы из музыки к комедии У. Шекспира «Много шума из ничего». Песня старого шахтера из музыки к кинофильму «Донецкие шахтеры»
-
24 января 1957
7-й концерт 1-го абонемента
Авторский концерт Тихона Хренникова
Т. Хренников. Симфония № 2. Ария Фрола Баева из оперы «В бурю». «Песня о песне». Серенада Кузьмы из музыки к кинофильму «Свинарка и пастух». Сюита из музыки к комедии У. Шекспира «Много шума из ничего»
-
7 июня 1963
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинХренников. Симфония № 2. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром.
-
25 сентября 1967
Симфонический концерт
Дирижеры – Максим Шостакович, Геннадий РождественскийШостакович. Симфоническая поэма «Октябрь». Прокофьев. Кантата к двадцатилетию Октября. Хренников. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Эшпай. Концерт для оркестра
-
23 февраля 1972
1-й концерт 1-го абонемента
Тихон Хренников. Авторский концерт
Хренников. Симфония № 1. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Три песни из музыки к комедии Шекспира «Много шума из ничего». Монолог боярина Тугай-Редедина из оперы «Безродный зять»
-
25 июня 1973
6-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановХренников. Симфония № 1. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Концерт для фортепиано № 2
-
21 декабря 1978
2-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Нээме ЯрвиТормис. Увертюра № 2. Хренников. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Свиридов. Кантата «Курские песни». Щедрин. Концерт для оркестра № 1 «Озорные частушки»