Персоны

Джордж Селл

1897–1970
Источник изображения: Wikimedia commons
Джордж Селл

Биография

Селл Джордж / Georg Szell – американский дирижер.

Джордж Селл родился в Будапеште, куда его семья переехала из Чехии, отрочество провел в Вене, в Венской музыкальной академии учился как пианист и композитор, а в 1914-м дебютировал в Берлине за пультом «Блютнер-оркестра».

В следующем 1915 году молодой музыкант дирижировал в Берлинской Королевской опере, где его услышал Рихард Штраус. Благодаря его поддержке Селл получает контракты со Страсбургской оперой, затем работает в Дармштадте и Дюссельдорфе, но дольше всего – в Праге, где в 1929–1937 годы занимает посты генеральмузикдиректора «Нового немецкого театра» и профессора Немецкой академии музыки.

В энциклопедических справочниках Джорджа Селла называют то чешским, то венгерским, то немецким дирижером, конечно с обязательным дополнением – американский: дебютировав в Америке в 1930 году с оркестром Сент-Луиса, он в 1939-м окончательно переезжает в США, а с 1946-го и до конца жизни возглавляет Кливлендский симфонический оркестр, который именно при Селле, наряду с Бостонским, Чикагским, Филадельфийским и Нью-Йоркским оркестрами, вошел в «золотую пятерку» американских симфонических коллективов.

В 1965 году с Кливлендским оркестром Селл выступает в СССР. Но ни один из справочников не упоминает о том, что это были не первые гастроли дирижера в Советском Союзе. Он уже приезжал сюда в 1936 году. Несмотря на успешную карьеру в Европе, в СССР Селла почти не знали. Георг Селль (или даже Салль) – а именно в такой транскрипции публикуют его не сразу узнаваемое имя – дает в Большом зале с Заслуженным коллективом Ленинградской филармонии шесть концертов. Он выступает здесь как представитель Чехословакии (напомним, Селл работает в это время в Немецком театре Праги). Хотя в Европе он уже сотрудничал с большими музыкантами, многие из которых успели побывать и в Ленинградской филармонии, в 1936-м дирижеру предлагают солистов не первого ряда. Но тот факт, что две программы идут с повтором – 12 и 14 марта, 22 и 26 марта (третья, 28 марта, с частичным повтором), говорит о прогнозируемом администрацией Филармонии успехе.

Под управлением Джорджа Селла Заслуженный коллектив исполняет симфонии № 5 Бетховена, № 5 Чайковского, № 8 и № 9 (по существовавшей тогда нумерации – № 7) Шуберта, симфонию № 9 Брукнера. Из увертюр звучит «Оберон» Вебера. Лишь «Оберона» Джордж Селл повторит в Большом зале в мае 1965 года, когда приедет в Ленинград во главе Кливлендского симфонического оркестра на четыре концерта. Это будет уже всемирно известный маэстро. Он частый гость Зальцбургского фестиваля, его приглашают оркестры амстердамского Консертгебау, Лондонский и Чикагский симфонические, Венский и Нью-Йоркский филармонические: в оркестре Нью-Йорка он последние годы жизни будет занимать позицию главного приглашенного дирижера.

С каждым из этих коллективов, а не только со своим Кливлендским оркестром, Джордж Селл делает записи, сохранившие искусство выдающегося музыканта. Его гастроли в 1965 году стали огромным событием для ленинградской публики. Роскошными были и программы: симфонии № 88 Гайдна, № 39 Моцарта, № 6 Бетховена, № 3 Брамса, № 4 Шумана и № 5 Прокофьева, «Море» Дебюсси» и «Дафнис и Хлоя» (2-я сюита) Равеля, увертюры к операм «Оберон» Вебера и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса, из классики прозвучал и фортепианный концерт Моцарта (№ 20, солист Грант Иоханнесен). Этот насыщенный список кажется исчерпывающим для четырех вечеров. Но музыканты из Кливленда играют и американскую, известную и совсем незнакомую ленинградской публике, музыку. Среди известной – Аарон Копланд («Весна в Аппалачах») и Самуэль Барбер – его фортепианный концерт играет Джон Браунинг. Из новых имен – Питер Меннин (Peter Mennin) – симфония № 3 (1946) и афроамериканец Уильям Гранд Стилл (William Grant Still): его симфоническая пьеса 1943 года в оригинале называется «Памяти цветных солдат, погибших за демократию», но в ленинградской программке название дано в усеченном виде – «Памяти погибших за демократию». Эта пьеса звучит в последнем концерте Джорджа Селла в Большом зале 19 мая 1965 года.

И. Р.


Концерты

  • 12 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (Чехословакия)

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфония № 5

  • 14 марта 1936

    (повторение программы 12 марта, машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (Чехословакия)

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфония № 5

  • 22 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 26 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 28 марта 1936

    7-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Симфония № 7

  • 30 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Брукнер. Симфония № 9

  • 15 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Симфония № 6. Барбер. Концерт для фортепиано с оркестром. Равель. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета

  • 16 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Шуман. Симфония № 4. Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано с оркестром. Меннин. Симфония № 3. Рих. Штраус. «Тиль Уленшпигель», симфоническая поэма.

  • 18 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Копленд. «Весна в Аппалачах», сюита из балета. Гайдн. Симфония № 88. Прокофьев. Симфония № 5.

  • 19 мая 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (США)

    Стилл. «Памяти погибших за демократию» для симфонического оркестра. Брамс. Симфония № 3. Моцарт. Симфония № 39. Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза.




Другие материалы

Илья Шпильберг

Илья Шпильберг

Скрипка 1910–2000
Лидия Сидоровская

Лидия Сидоровская

Балерина 1912–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»