Персоны

Яков Флиер

1912–1977
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Яков Флиер

Биография

Флиер Яков Владимирович – пианист, педагог.

Родившись в провинциальном городе Орехово-Зуево, Флиер был вынужден делать первые шаги в музыке едва ли не самостоятельно, однако в 1923 году талантливого мальчика отправляют в московскую ЦМШ, а уже в 1928-м, в неполных шестнадцать лет, он поступает в консерваторию в класс Константина Игумнова. По воспоминаниям самого музыканта, в студенческие годы он не выделялся среди своих сокурсников, и, казалось, не подавал надежд на большую карьеру. Когда Флиер выбрал для выпускного экзамена Третий концерт Рахманинова, Игумнов обвинил ученика в завышенном самомнении и предложил оканчивать консерваторию «от себя». Через несколько месяцев Флиер все-таки уговорил своего профессора послушать Концерт. Игумнов был потрясен – и игрой пианиста, и тем, как он, опытный профессор, не сумел разгадать потенциал студента.

Концертом № 3 Рахманинова Яков Флиер дебютирует и в Большом зале Ленинградской филармонии в 1936 году, дирижирует Фриц Штидри. К тому времени пианист уже играл на этой сцене, но не на открытом концерте перед публикой, а на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, который проходил в Большом зале в 1935 году. Здесь Флиер получает первую премию. Через год его ждет победа в Вене – основной интригой финала конкурса становится распределение призовых мест между двумя советскими пианистами – Флиером и Гилельсом. В итоге Флиер получает первую премию, Эмиль Гилельс – вторую. Правда, уже в 1938-м на конкурсе в Брюсселе Гилельс объявлен победителем, а Флиер – лауреатом третьей премии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Якова Флиера называли пианистом романтического направления. В его репертуаре много Листа, Шопена, транскрипции опер Вагнера. Сочинения этих композиторов звучат и в программе первого сольного концерта Флиера в Большом зале в марте 1937 года. Всего до 1946 года таких концертов будет восемь (один из них Флиер играет пополам с Давидом Ойстрахом). Еще чаще – 14 раз с 1936-го по 1946-й – пианист выступает с Заслуженным коллективом Республики Ленинградским филармоническим оркестром. Под управлением Штидри, Элиасберга, Рабиновича, Мравинского он исполняет концерты Листа, Чайковского и Рахманинова – в Большом зале и в эвакуации в Новосибирске.

А дальше имя музыканта исчезает с афиш на десять с лишним лет: проблемы с руками приводят к потере виртуозной техники, которой славился Флиер. Не помогают ни лучшие врачи внутри страны, ни доктора из Вены, куда пианиста отправляют на консультацию. Годы вынужденного сценического молчания Флиер посвящает преподаванию. В его московском консерваторском классе учатся Белла Давидович, Виктория Постникова, Родион Щедрин, Михаил Плетнев. Именно в качестве педагога имя Флиера вновь появляется в июне 1959 года в афише Большого зала Ленинградской филармонии, где проходит Концерт-показ студентов Московской консерватории. А уже в следующем сезоне, в декабре 1959-го, Яков Флиер играет в Большом зале первый после перерыва клавирабенд – результатом нескольких операций и длительных занятий по восстановлению пианистической формы становится триумфальное возвращение на сцену, в том числе и ленинградскую.

Яков Флиер, вторая половина 1960-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Раннего Флиера нередко упрекали в ограниченности репертуара – ему больше удавались виртуозные, крупные сочинения. В поздний период музыкант включает в свои программы новые имена и жанры. С Ленинградскими филармоническими оркестрами (теперь их уже два) он по-прежнему исполняет концерты Чайковского и Листа, но также Концерт Моцарта № 21 (дирижер Курт Зандерлинг, 1965), Равеля (Кирилл Кондрашин, 1967), Третий концерт Бетховена ( Юрий Темирканов, 1970). В сольных вечерах наряду с Шопеном и Листом, в том числе с его виртуозными транскрипциями, Флиер играет миниатюры Шумана, Дебюсси, позднего Брамса, сонаты Бетховена. Моцарт, Бетховен и Шопен звучат на его последнем сольном концерте в Большом зале в октябре 1973 года. Спустя месяц пианист играет Второй концерт Листа с Симфоническим оркестром (АСО) под управлением Виктора Дубровского. Это было последнее выступление Якова Флиера в Большом зале Ленинградской филармонии.

Яков Флиер, первая половина 1970-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом зале имени Глинки пианист выступил с сольной программой лишь однажды – 10 июня 1961 года. На этой сцене 1 февраля 1978 года Белла Давидович дала концерт памяти Якова Владимировича Флиера.

И. Р.


Концерты

  • 5 декабря 1936

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 2

  • 12 марта 1937

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Яков Флиер

    В программе: Бах–Гедике, Бетховен, Шопен, Лист, Вагнер–Лист

  • 14 марта 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Брамс. Симфония № 4. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал»

  • 10 мая 1937

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Яков Флиер

    Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шопен. Соната № 2. Лист. Соната си минор. Скрябин. Соната № 3

  • 12 мая 1937

    13-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Симфония № 5

  • 17 октября 1937

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Яков Флиер

    В программе: Бах–Гедике, Мендельсон, Шопен, Метнер, Скрябин, Лист, Вагнер–Лист

  • 09 января 1939

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Полонез ля мажор

  • 28 ноября 1939

    (рукопись)

    Камерный концерт

    В программе: Тартини–Крейслер, Шуберт–Хейфец, Гуммель–Хейфец, Чайковский, Римский-Корсаков–Цимбалист, Альбенис–Хейфец, Глинка, Шопен, Дебюсси, Лист, Альбенис, И. Штраус, Рахманинов

  • 29 ноября 1939

    (рукопись)

    Камерный концерт

    В программе: Чайковский, Крейслер, Дакен, Глазунов, Чишко, Хренников, Альбенис, Рахманинов, И. Штраус, Шопен, Глинка, Степанов, Шишов

  • 30 ноября 1939

    (программка с составом оркестра)

    Декада советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Шехтер. Концерт для фортепиано с оркестром. Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»

  • 3 марта 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Шостакович. Симфония № 5

  • 5 марта 1940

    Фортепианный вечер
    Яков Флиер

    Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шуман. Симфонические этюды. Шопен. Ноктюрн. Баллада. Рахманинов. Прелюдии. Музыкальный момент. Этюд-картина. Лист. Забытый вальс № 1. Соната-фантазия «По прочтении Данте»

  • 18 октября 1940

    (программка с составом оркестра)

    Открытие сезона симфонических концертов

    Чайковский. «Буря». Концерт для фортепиано с оркестром №1. Малер. Симфония № 5

  • 20 октября 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Брамс. Симфония № 4

  • 16 декабря 1940

    (программка с рукописными правками)

    Фортепианный вечер
    Лауреат международных конкурсов
    Яков Владимирович Флиер

    Бах. Партита № 2. Бах–Гедике. Прелюдия и фуга. Бах–Фейнберг. Largo из сонаты для виолончели. Бах–Бузони. Чакона. Бах. Фантазия и фуга «Большая». Вагнер–Бюлов. Квинтет из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вагнер–Брассен. «Полет валькирий» из муз. драмы «Валькирия». Вагнер–Лист. «Смерть Изольды» из муз. драмы «Тристан и Изольда». Увертюра и романс Вольфрама из оперы «Тангейзер»

  • 18 мая 1941

    (анонс на обороте программки 10 мая)

    Фортепианный вечер
    Яков Флиер

    (программа не указана)

  • 24 января 1942

    (рукопись Е. М. Зингера, анонс на обороте программки 21 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 7 февраля 1943

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Яков Флиер

    Мендельсон. Рондо-каприччиозо. Шопен. Две мазурки. Полонез. Альбенис. «Seguidillas» и «Cordoba» из сюиты «Испанские напевы». Рахманинов. Две прелюдии. Музыкальный момент. Лист. Ноктюрн. Мефисто-вальс

  • 11 февраля 1943

    (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Глазунов. Симфония № 4. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дебюсси. «Маленькая сюита»

  • 14 февраля 1943

    (машинопись, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Пушкин, Маяковский, Бажан, Шопен, Рахманинов, Альбенис, Лист, Моцарт, И. Штраус, Верди, Гречанинов, Римский-Корсаков, Дунаевский




Другие материалы

Ефрем Флакс

Ефрем Флакс

Бас 1909–1982
Александра Халилеева

Александра Халилеева

Сопрано 1907–1971

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»