Пресса

4 января 1956

«Вечерний Ленинград»

О Е. А. Мравинском

Дирижер Евгений Мравинский

СРЕДИ деятелей искусства, которыми по праву гордится советская музыкальная культура, следует назвать народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии дирижера Евгения Александровича Мравинского. С 1938 года он бессменно руководит заслуженным коллективом республики — симфоническим оркестром Ленинградской государственной филармонии. Советские слушатели знают и любят Мравинского как вдумчивого интерпретатора отечественной и зарубежной классики, неутомимого пропагандиста лучших произведений советских композиторов. Его концерты всегда являются значительными событиями нашей музыкальной жизни.

Мравинский родился в музыкальной семье. Родная сестра его отца была известной русской певицей, певшей на сцене Мариинского театра под фамилией Мравиной. В 1919 году, за год до окончания трудовой школы, шестнадцатилетний юноша вынужден был ради заработка поступить мимистом в тот самый театр, который еще в детские годы дал ему первые музыкальные впечатления. К тому времени театр из императорского стал уже Государственным академическим театром оперы и балета.

Работа мимистом была утомительна, неинтересна, не давала возможности проявить личную инициативу. Однако вскоре Мравинский увидел, что она предоставляет ему широкие возможности для подробного знакомства со многими классическими произведениями. Это была живая школа, в которой он учился ежедневно на лучших образцах оперного и балетного творчества. Конечно, эта школа открывалась лишь для тех, кто подходил к восприятию слышимого с горячим стремлением к духовному и культурному обогащению. Именно так относился к своей скромной работе Мравинский.

Вскоре, продолжая работать в театре, Мравинский поступил пианистом в Ленинградское хореографическое училище, где стал играть на уроках классического танца.

Тогда же возникло у него решение целиком посвятить себя профессиональной музыкальной деятельности. В 1923 году он был зачислен в учебные классы Академической капеллы, где получил первоначальную музыкально-теоретическую подготовку, а через год его приняли в Ленинградскую консерваторию, где он прошел полный курс композиции по классу профессора В. Щербачева и курс дирижирования у профессоров Н. Малько и А. Гаука. Чтобы приобрести практический опыт, Мравинский принял в годы учебы участие в работе самодеятельного симфонического оркестра совторгслужащих, концерты которого, так же, как и несколько спектаклей в Оперной студии Консерватории, были его первыми публичными дирижерскими выступлениями.

После годичной работы дирижером-ассистентом в Ленинградском театре оперы и балета Мравинский дебютировал в «Спящей красавице», шедшей с участием Галины Улановой, тогда еще совсем молодой танцовщицы. Этот спектакль — 20 сентября 1932 года — принес Мравинскому первое признание массового слушателя. С подлинным вдохновением играл молодой дирижер танцевальную «симфонию-сказку». На «Спящую красавицу» стали ходить не только для того, чтобы увидеть Уланову, Дудинскую или Сергеева, но и слушать Мравинского. Так стало позднее и с «Лебединым озером» в новой постановке А. Я. Вагановой и со «Щелкунчиком» в постановке В. И. Вайнонена — спектаклями, целиком музыкально подготовленными Мравинским.

С тонкой поэтичностью и увлекающей темпераментностью интерпретируя балеты П. И. Чайковского, Мравинский в те же годы выступил как настойчивый и последовательный пропагандист советского творчества. Это было связано с его работой над балетами Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (1934) и «Утраченные иллюзии» (1935), сыгравшими значительную роль в развитии нашего музыкально-хореографического искусства.

К середине тридцатых годов Мравинский шаг за шагом, упорно и настойчиво завоевывал в Ленинграде репутацию одаренного, вдумчивого, технически сильного дирижера-симфониста, выступая то в Филармонии и домах культуры, то в радиопередачах.

В 1938 году Мравинский одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, и ему было предложено занять пост главного дирижера Ленинградской филармонии. Он не колеблясь оставил театр, несмотря на всеобщее признание своих больших успехов на этом поприще, и целиком посвятил себя симфонической эстраде.

Молодой дирижер был вполне подготовлен к выполнению ответственных задач, которые ему предстояло решать на новом посту. Еще до вступления на него, постоянно расширяя собственный концертный репертуар, он тщательно изучал репетиционный процесс и выступления других дирижеров. Его часто можно было встретить по утрам и в дневные часы в пустом зале Филармонии с партитурой в руках. Таким путем он изучил работу А. Гаука и сложную лабораторию оркестровых занятий Ф. Штидри. То же делал он и на репетициях каждого гастролировавшего в Ленинграде крупного дирижера, будь то О. Фрид, В. Талих, Э. Клайбер. П. Брейзах, Н. Голованов или В. Дранишников.

Свой индивидуальный стиль исполнения, для которого характерны тесное слияние эмоционального и интеллектуального начал, темпераментность повествования и уравновешенная логика общего исполнительского плана, выработался у Мравинского прежде всего на исполнении советских произведений, пропаганде которых он отдавал и отдает много внимания и сил.

Имена Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Щербачева, Б. Лятошинского, В. Желобинского, В. Томилина, Ю. Кочурова, А. Животова, Е. Голубева, Ю. Свиридова и других советских композиторов часто встречались в программах выступлений дирижера еще в предвоенные годы. Ведущее место в них заняло творчество Шостаковича, ставшее одним из основных «лейтмотивов» исполнительского искусства Мравинского. Начиная с замечательного первого исполнения Пятой симфонии Шостаковича в 1937 году, которое приобрело значение важного этапа в развитии советской симфонической культуры, он стал последовательным и убежденным пропагандистом произведений ее автора. Между композитором и дирижером завязалась тесная творческая дружба. Мравинский неизменно выступает первым исполнителем каждого нового симфонического произведения Шостаковича, а композитор посвятил ему свою 8-ю симфонию.

В предвоенные годы Мравинский заложил прочные основы «классической линии» своего концертного репертуара. Из русского наследия на первом месте в нем стояло творчество П. И. Чайковского. Его Первую, Вторую и особенно Пятую и Шестую симфонии, а также фантазию «Франческа да Римини», увертюру «Ромео и Джульетта» Мравинский играл неоднократно, раз от раза совершенствуя исполнение. Большое место отводилось им и творчеству А. Глазунова, А. Лядова, А. Скрябина, фрагментам из русских классических опер.

Не меньший интерес проявляет дирижер к музыке зарубежных композиторов. За первые три года своей работы в Ленинградской филармонии он исполнил «Эгмонта», «Торжественную мессу», Фантазию с хором и шесть из девяти симфоний Бетховена, Четвертую и Седьмую симфонии Брукнера, Пятую — Малера, Третью — Брамса, Четвертую — Шумана, «Реквием» Берлиоза, значительное число произведений Вагнера. Годы Великой Отечественной войны Филармония провела в эвакуации в Сибири. В течение этих лет оркестр дал более пятисот симфонических концертов в Новосибирске, выезжал также в Барнаул и Омск.

Следующее десятилетие концертной деятельности Мравинского можно охарактеризовать как пору полной зрелости его дарования и мастерства. Репертуар обогатился разнообразными партитурами, в том числе такими значительными произведениями русской симфонической классики, как «Вальс-фантазия» и «Ночь в Мадриде» М. Глинки, Первая и Вторая симфонии А. Бородина, Первая симфония М. Балакирева, Вторая симфония В. Калинникова. В эти же годы им были исполнены до того не известные Ленинградскому слушателю Вторая симфония С. Ляпунова, симфонии украинского композитора начала прошлого века Н. Овсянико-Куликовского и чешского композитора XVIII века В. Ф. Мича.

После исторических постановлений Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам Мравинский особенно большое внимание стал уделять пропаганде советского симфонического творчества. Это было его убежденным творческим ответом на призыв партии к идейно-эстетической перестройке в области музыкального искусства.

Уже через год после опубликования постановления он выступил с первым исполнением оратории Д. Шостаковича «Песнь о лесах», знаменовавшей коренной поворот в творчестве композитора, а еще через год — Двадцать седьмой симфонии Н. Мясковского. В 1952 году впервые в Ленинграде он играл ораторию С. Прокофьева «На страже мира». Среди советских произведений, впервые исполненных Мравинским за последние годы, — Пятая («Русская») симфония В. Щербачева, Десятая симфония Д. Шостаковича, произведения Ю. Левитина, Р. Бунина, А. Животова, композиторов братских республик — грузина А. Мачавариани, армян А. Арутюняна и А. Бабаджаняна, казаха К. Кужамьярова. Большую творческую помощь оказывает Мравинский молодым ленинградским композиторам Г. Уствольской, Б. Клюзнеру, В. Салманову и другим, создававшим в творческом контакте с ним свои партитуры.

Многогранна деятельность дирижера Мравинского и руководимого им симфонического коллектива. Их творческим отчетом перед зарубежной музыкальной общественностью явились гастроли оркестра нынешней весной в Чехословакии, проходившие в Праге, Братиславе, Брно и Остраве. Они оказались в центре внимания среди выступлений исполнителей многих стран, принявших участие в десятом музыкальном фестивале «Пражская весна».

Мравинский выступил там с исполнением Шестой и Десятой симфоний Д. Шостаковича, Пятой — С. Прокофьева и ряда произведений русской и западной классики. Успех этих выступлений был громадным, и они принесли выдающемуся советскому дирижеру и руководимому им коллективу мировое признание.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

13 декабря 1955

«Вечерний Ленинград»

О концертах 7 декабря 1955 в МЗФ, 10, 11 и 12 декабря в БЗФ
21 декабря 1955

«Ленинградская Правда»

О концерте 11 декабря 1955 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»