Пресса

3 июня 1958

«Ленинградская Правда»

О концерте 1 июня 1958 в БЗФ

КОНЦЕРТ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

С большим интересом знакомятся ленинградцы с творчеством одного из симфонических коллективов США — Филадельфийского оркестра. Этот коллектив, организатором которого был дирижер Фриц Шил, существует уже 58 лет. В его концертах принимали участие лучшие дирижеры мира: Феликс Вейнгартнер, Артуро Тосканини, Виллем Менгельберг, Отто Клемперер, Пьер Монтё. С оркестром выступал также целый ряд солистов-инструменталистов, имеющих мировую известность.

Среди русских и советских исполнителей, игравших с прославленным коллективом, необходимо назвать Сергея Рахманинова, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Леонида Когана. Теперь к этому списку добавляется имя Святослава Рихтера, выступающего сейчас солистом в концертах оркестра.

Многие годы (с 1913 года) руководителем оркестра был известный дирижер Леопольд Стоковский, под чьим управлением коллектив достиг выдающихся успехов и приобрел широкую популярность. Его достойным преемником является сейчас Юджин Орманди, начавший регулярную работу с оркестром в 1936 году.

Программа концертов оркестра в Ленинграде говорит о крайне широком диапазоне репертуара оркестра. Почти все наиболее интересные и значительные течения и стили мировой симфонической музыки представлены в четырех концертах оркестра, даваемых в нашем городе.

Значительное место в них отведено произведениям русской классики и советских композиторов — явление, характерное для данного коллектива. Еще в самом первом концерте Филадельфийского оркестра в 1900 году им исполнялся фортепианный концерт Чайковского. С тех пор в программы постоянно включались произведения русских классических, а позднее и советских композиторов.

В репертуаре ленинградских гастролей нет произведений Чайковского, но те, кто слышал по радио его б-ю симфонию, исполненную оркестром в Москве, не мог не оценить глубокого проникновения дирижера в авторский замысел, близкого для нас истолкования одного из лучших произведений русской музыкальной классики.

На концерте в Ленинградской филармонии, состоявшемся 1 июня, исполнялись: симфоническая поэма Р. Штрауса «Дон-Жуан», седьмая симфония Бетховена, симфоническая картина Копланда «Тихий город» и «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля.

Игра оркестра заслуживает самой высокой похвалы. Исключительный ансамбль, великолепное чувство ритма, почти безукоризненный строй, обилие различных красок, единообразие в выполнении выразительных штрихов и оттенков в группах струнных — вот качества, присущие оркестру. Восхищает умение коллектива точно распределять степень силы звучания. Абсолютно точной совместностью, ровностью звучания характеризуются вступления духовых инструментов. Наиболее виртуозно это качество проявилось у медной группы в исполнении музыкальной картины «Катакомбы» Мусоргского.

Особо хочется отметить интонационную выразительность. Широкие темы оркестр сочно, выразительно «пропевает», речитативные фразы звучат подчас образной декламацией (например, в номере «Два еврея» в «Картинках с выставки»). Превосходны звуковые качества струнной группы, особенно проявившиеся в «Адажио» для струнного состава американского композитора Барбера.

Превосходный музыкант, руководитель оркестра Юджин Орманди дирижирует эмоционально, зажигая своим темпераментом весь оркестр. Под его управлением коллектив играет как единый многокрасочный инструмент, которым Орманди свободно владеет. Между дирижером и оркестром чувствуется отличный контакт.

В исполняемых произведениях ясно ощущается стремление дирижера прежде всего наиболее полно раскрыть их замысел. В трактовке Орманди нет ничего лишнего, ничего «от себя», что противоречило бы авторскому замыслу. Это, конечно, не означает, что мы не услышали новое в интерпретации знакомых произведений. Как у всякого даровитого художника, у Орманди глубоко продуманное раскрытие идеи, заложенной композитором, сочетается с личным ощущением музыки, с творческим своеобразием дирижера.

Темпераментно и взволнованно прозвучала симфоническая поэма «Дон-Жуан» Р. Штрауса. Особой похвалы заслуживает великолепно сыгранное соло партии гобоя. Свежестью исполнительского замысла отличалось истолкование Седьмой симфонии Бетховена. Орманди трактует симфонию удивительно оптимистично, жизнеутверждающе. При точном соблюдении авторских указаний темпов и нюансов совершенно отсутствует академический холодок или нарочитая строгость исполнения.

Вторая часть носит оттенок временного раздумья, но здесь нет никакого намека на ассоциацию с похоронным маршем, часто возникающую при исполнении этой части другими дирижерами, никакой фиксации внимания слушателя на скорбных интонациях. Невольно вспоминаешь совет большого знатока и страстного почитателя Бетховена — Ромена Роллана, что необходимо исполнять эту часть симфонии в точных темповых обозначениях Бетховена и в характере «аллегретто» (оживленно). Очень тонко было сыграно фугато этой части струнным составом оркестра. Динамично, с большим разнообразием красок прозвучала третья часть симфонии, проведенная Орманди в предельно быстром темпе. Темпераментно и ярко был сыгран финал.

С большим мастерством, образно и красочно были исполнены «Картинки с выставки».

С интересом познакомились слушатели с произведениями американских композиторов — музыкальной картиной «Тихий город» Копланда и «Адажио» Барбера. Ленинградцы горячо приветствовали талантливый коллектив и его руководителя.

Ю. Гамалей, дирижер Театра оперы и балета имени С. М. Кирова



Другие материалы

23 декабря 1947

«Ленинградская Правда»

О концерте 29 ноября 1947 в БЗФ
3 июня 1958

«Смена»

О концерте 1 июня 1958 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»