Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 9 октября 1948 в БЗФПервый концерт
ОТКРЫТИЕ СИМФОНИЧЕСКОГО СЕЗОНА В ФИЛАРМОНИИ
Концертом из произведений П. И. Чайковского открылся новый симфонический сезон в Ленинградской филармонии. Программа концерта носила монографический характер. В ней были представлены произведения, относящиеся ко всем трем периодам творчества великого русского симфониста и расположенные в хронологическом порядке.
К ранним годам «московского периода» жизни Чайковского относится увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — непревзойденный образец программной музыки, дающей глубокое обобщение темы и основных образов шекспировской драмы. Написанная по совету В. В. Стасова и М. А. Балакирева в 1869 году, она дважды — в 1870 и 1879 годах — подвергалась авторским переработкам, из которых последняя была наиболее значительной.
Концерт для скрипки с оркестром, созданный в 1878 году, после четвертой симфонии и «Евгения Онегина», представляет зрелый период в творчестве композитора.
Наконец, пятая симфония (1888 г.) характеризует творчество последних лет жизни композитора — самый плодотворный и зрелый период.
Эту содержательную программу с особым увлечением и артистизмом исполнил заслуженный коллектив республики — симфонический оркестр Филармонии под управлением лауреата Сталинской премии дирижера Е. А. Мравинского. Превосходно, с громадным под’емом была сыграна симфония. Слушатели по достоинству оценили и общую композицию исполнения, и безупречную фразировку, и монолитность формы. Особенно великолепно был проведен финал симфонии: на одном дыхании, на одной волне нарастания вплоть до величественной гимнообразной коды.
Е. А. Мравинский и оркестр Филармонии выработали в отношении друг к другу редкое по гибкости и чуткости взаимопонимания чувство ансамбля. Малейшую «ретушь», диктуемую с пульта рукой Мравинского, улавливает любая группа, любой исполнитель. В свою очередь и дирижер как бы конкретно осязает эмоциональную настроенность каждого музыканта, свободно управляет ею. Только при наличии такого взаимопонимания между дирижером и коллективом рождается подлинно вдохновенное исполнение. Именно так вдохновенно прозвучала пятая симфония Чайковского в день открытия филармонического сезона.
Солистом концерта выступила Г. В. Баринова. Свойственные ее игре чистота тона, технический блеск, сочность смычка, подвижность левой руки, наконец, мягкая женственная лирика проявились и на этот раз. Исполнение Бариновой побочной партии и каденции первой части так же, как и всей канцонетты, по-настоящему поэтично. Только в финале — при всей безукоризненности технической стороны исполнения — быть может недоставало некоторой резкости в штриховке, ритме и даже тембре.
В заключение хочется поделиться наблюдением о культуре восприятия музыки филармоническим слушателем. Он воспринимает музыку активно, как бы мысленно участвуя в самом процессе исполнения, не теряя из вида ни целостной линии, ни деталей. Ленинградская Филармония привила такое восприятие своему слушателю, и в этом ее большая заслуга.
А. Савин