Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах 24 и 25 марта 1960 в БЗФ„Немецкий реквием“ Брамса
Музыкальная общественность нашего города всегда с интересом относится к исполнению, монументальных вокально-симфонических произведений, принадлежащих к лучшим образцам мировой классической музыки, таких, как, например, «Высокая месса» И. Баха, реквиемы Моцарта, Верди, Берлиоза. К ним следует отнести и «Немецкий реквием» И. Брамса, написанный композитором в 1868 г. для оркестра, хора и солистов. «Немецкий реквием» положил начало новому толкованию формы реквиема как музыкально-драматического произведения. Изгнав все, продиктованное церковными догматами, композитор наполнил свое произведение теплыми, человеческими чувствами, романтической взволнованностью и глубокой философской лирикой. Поэтому понятен огромный интерес, проявленный ленинградскими любителями музыки к первому после многих лет перерыва исполнению «Немецкого реквиема», которое состоялось в зале Ленинградской филармонии. Произведение было исполнено силами Республиканской капеллы (художественный руководитель А. Юрлов), оркестром Ленинградской филармонии (дирижер Г. Рождественский) и солистами — народной артисткой республики Жерменой Гейне-Вагнер и заслуженным артистом республики Петром Гравелисом.
В пении хора Республиканской капеллы привлекает прежде всего мягкая, выразительная манера, естественность звучания хоровых партий. Более всего удались номера, требующие хорошего звуковедения и дыхания, небольшого по силе звучания. Так, например, отлично хор исполнил 1 часть. Следует отметить хорошее ансамблевое равновесие, которое было сохранено на протяжении всего исполнения между хором, оркестром и солистами.
Высокую певческую культуру продемонстрировали солисты. Блестящие вокальные данные и тонкая музыкальность Ж. Гейне-Вагнер позволили ей бережно донести до слушателя лирический строй музыки И. Брамса в V части реквиема. Петр Гравелис, обладатель мягкого баритона приятного тембра, хорошо справился со своей трудной партией в III и VI частях реквиема. Менее выразительно прозвучали хоровые номера полифонического склада (фуга III части, двойная фуга VI части). В целом же исполнение «Немецкого реквиема» Республиканской капеллой следует считать большой творческой удачей коллектива.
В. Отрезов