Пресса

14 марта 1922

«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 12 марта 1922 в БЗФ

Лампада искупления
(К выступлению А. В. Павлова-Арбенина в Госфилармонии)

На беспросветном фоне густого мрака сознательной и бессознательной халтуры наших дней неожиданно и внезапно для многих зажегся яркий огонек подлинного творческого бытия.

Выступление Павлова-Арбенина в Филармонии было настоящею радостью искусства, бодрым светлым праздничным днем, ярко вырисовавшимся среди серых будней нашего театрального существования. В дирижере привлекает к себе какая-то удивительная непосредственность техники и эмоций, полное, отсутствие рутины, акадедемизма — чувствуется свежая, неиз‘еденная рефлексией, яркая дирижерская индивидуальность.

Естественным центром программы, по об‘ему и по исполнению, явилась первая симфония Калинникова. Это свежее произведение, дающее своею бодростью такой яркий пример полноты духовной жизни в обреченном на смерть человеке, передано Павловым-Арбениным и с тонким восчувствованием авторских эмоций, и с большим мастерством техники. Симфония эта, для большинства из нас уже постаревшая и поблекшая, в исполнении Павлова-Арбенина захватила не только публику, но и оркестр, и музыкантов-слушателей. Радостно слушали мы какое-то упоенье побочной темой I части и экспрессию в оттянутом соло деревянных и валторны. Вкус, ясность и разнообразие в истолковании „разработки“, довольно вялой и посредственной у автора; мастерское выделение всех сольных фраз отдельных инструментов, и бесхитростность подхода к манерно-вычурной II части, послужила к значительному выигрышу произведения. Захватив в начале симфонии какой-то сдержанной страстностью, сохраняя напряжение слушателя сменой настроений на протяжении всей симфонии, дирижер довел это напряжение до апогея бешеным натиском в коде симфонии. Не менее яркие моменты были даны в „Садко" и еще более в „Испанском каприччио", где, вдохновленные дирижером, соперничали с ним, с удивительным настроением в этот вечер, исполнители отдельных сольных партий. Самым же замечательным моментом в исполнении Павловым-Арбениным всех вещей, является поражающая мягкость в общем сильном forte всей оркестровой массы.

Дирижер имел в отчетный вечер совершенно исключительный успех, какого давно-давно не видят наши театры. Слушатели почувствовали радость творчества в Павлове-Арбенине, своим ярким выступлением подлинно вознесшим лампаду искупления перед престолом подлинной красоты; лампаду искупления тяжких грехов современной халтуры; лампаду искупления, на яркий огонек которой радостно придут все жаждущие и алчущие, и воистину утолятся.

Я. Полферов



Другие материалы

16 февраля 1922

«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 8 февраля 1922 в БЗФ
21 февраля 1922

«Жизнь искусства»

О концерте 12 февраля 1922 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»