Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 15 ноября 1949 в БЗФПроизведения советских композиторов
НА КОНЦЕРТЕ В ФИЛАРМОНИИ
На днях в Большом зале Филармонии состоялся концерт, ознакомивший слушателей с новыми произведениями советских композиторов: «Праздничной увертюрой» А. Арутюняна, скрипичным концертом А. Бабаджаняна и ораторией «Песнь о лесах» Д. Шостаковича.
Имя молодого армянского композитора Арутюняна хорошо знакомо советскому слушателю по «Кантате о Родине», удостоенной в 1948 году Сталинской премии. Новое произведение еще раз подтверждает талантливость автора. Увертюра — блестящее оркестровое произведение, увлекающее своей бодростью, жизнерадостностью и искрящимся весельем. Она рисует слушателю картину народного празднества, в котором песня сменяет танец, а танец — песню, где все сверкает и переливается яркими цветами радуги. По просьбе слушателей увертюра была повторена оркестром.
К сожалению, это произведение чересчур лаконично. В показе праздничной народной массы хотелось бы больших масштабов, более широкого полотна.
Произведение другого армянского композитора А. Бабаджаняна — концерт для скрипки — обращает на себя внимание мягкой задушевностью мелодий, проникнутых духом армянских народных интонаций, искренностью высказывания, теплотой чувства. Особенно хороши главные темы первой и второй частей.
Бабаджанян умело использует возможности скрипичной техники и оркестровых красок. Однако некоторая рыхлость формы, недостаточная стройность композиционного замысла нарушают целостность восприятия этого интересного произведения. Автору следует обратить внимание на устранение этих недостатков.
«Песнь о лесах» — новое произведение Д. Шостаковича. Оратория отражает волнующую тему современности — осуществление советскими людьми великого сталинского плана преобразования природы.
Обращение композитора к современной тематике, его живой отклик на события наших дней — явление отрадное и значительное. Главное действующее лицо оратории — народ. Это наш советский народ, жизнерадостный, смело вступающий под руководством любимого вождя в борьбу за покорение природы, народ, уверенный в своем завтрашнем дне.
Оратория написана для хора, солистов, детского хора и симфонического оркестра. Части ее разнообразны по характеру и строению. Особенно интересны в своем контрастном чередовании вторая, третья и четвертая. Радость созидательного труда сменяется воспоминаниями о прошлом нашей земли, испытавшей тяготы неурожайных лет. И как возвращение к сегодняшнему дню звучит веселая песня пионеров, вышедших на посадку леса. Увлекает торжественный финал оратории.
Стройная органичность формы, богатство оркестровой палитры, тонкое использование тембровых возможностей хора свидетельствуют о высоком художественном мастерстве автора.
Не все одинаково удалось композитору. Так, например, сольные места — речитативы, ариозо — значительно слабее хоровых. Мелодия их недостаточно тепла, ей не хватает гибкости и вокальности.
Досадную неудовлетворенность вызывает ряд мест в тексте поэта Е. Долматовского. Они малоудачны и порою трудны для музыкального воплощения. Это относится к началу первой части, речитативам финала и др. Музыка идет здесь своим путем и, развиваясь независимо от текста, создает образы, несравненно более впечатляющие, чем текст.
«Песнь о лесах» вызвана к жизни трудовыми подвигами советских людей, написана для народа. Оратория Шостаковича — несомненно значительный этап в творчестве композитора.
Оркестр Филармонии играл с большим под’емом. Заслуженный деятель искусств Е. Мравинский в короткий срок добился необходимой четкости и выразительности в исполнении новой программы. Хор Капеллы порадовал стройностью ансамбля и успешно справился с ритмическими трудностями оратории. Превосходно звучал хор мальчиков.
Новые произведения советских композиторов были тепло приняты слушателями.
Т. Сергеева