Пресса
«Жизнь искусства» № 4
О концертах 11, 18 и 25 декабря 1924 в МЗФ„Новая музыка“
С чувством большого удовлетворенья нужно отметить цикл концертов в м. з. Филармонии, посвященный „новой" западноевропейской музыке и об'единяющий произведенья современных иностранцев с некоторыми из наших соотечественников.
Мы видим, что за годы культурной блокады С.С.С.Р. — в области техники музыкального письма современный Запад далеко ушел вперед. Но что кроют за собой эти блестящие достижения техники, безусловно явившиеся результатом внутренней идеологии и ею порожденные? Весь этот каскад изумительных приемов, тембровых находок, изощренной до последнего ритмики, — все это ярко говорит о нервном, лихорадочном пульсе жизни, о стремительном беге технического прогресса, о быстрой смене событий и вместе с тем о поверхностности, внешности впечатлений и, в большинстве случаев, об отсутствии внутренней, творческой сущности и глубины.
Исполнявшийся Прокофьев уже знаком нам по весеннему циклу в Капелле. Прекрасно звучащий квартет Хиндемита не содержит особенных звуковых „трюков“. Он поразителен по гармоническому и ритмическому богатству и по знанью самой природы инструментов. Партия виолончели, написанная часто на двух строчках, изобилует виртуозными пассажами.
Восхитительна сюита Казелла, сыгранная на 2-ом вечере. Она заставила улыбаться и переглядываться большую часть серьезной публики. Но это был хороший, дружелюбный смех. Надо отметить, что в публике (довольно многочисленной к тому же) чувствовалась общая симпатия к самой идее концерта, к авторам и их проводникам-исполнителям. Слушали внимательно — смущались, смеялись, возмущались—во всяком случае, принимали исполняемое близко к сердцу.
Стравинский вопреки обещаниям программы был представлен только одной фп. пьесой танцевального характера, прекрасно исполненной А. Д. Каменским. Чрезвычайно интересен по красочности и со стороны формы — квартет Малипьеро. Третий концерт, целиком посвященный А. Онеггеру, многосторонне отобразил интересное творчество этого композитора; струнный ансамбль имени А. К. Глазунова играл безукоризненно, проявив горячую преданность делу пропаганды современной западной музыки.
Б.—Б.