Пресса
«Рабочий и театр»
О концерте 17 февраля 1925 в БЗФФилармония
В программе очередного вечера был Чайковский — виднейший русский симфонист, глава школы „индивидуалистического направления“, породившей Скрябина и Мясковского, школы формировавшейся в период полоненья русской музыки „могучей кучкой“ – группой композиторов — наследников Глинки — культивировавших об‘ективную, историко-бытовую народно-песенную музыку. Содержание большинства крупнейших произведений Чайковского вырисовывает его, как яркого выразителя „заветных дум и чувств“ дореволюционной интеллигенции — со всеми ее слабостями, блужданиями в фантастике и мистике, отрывом от жизни и отсутствием твердой, жизненной целевой установки. Покорный, робкий в проявлении своей воли, слой этот искал в искусстве или забвения (феерии, сказки, сна) или выражения своего отчаяния. Шестая симфония (патетическая) — самое последнее и самое зрелое произведение Чайковского, целиком проникнуто этим духом безнадежности и беспросветного пессимизма.
Это высшее художественное выражение напряженности накопившегося отчаяния: так и кажется, что вслед за таким произведением — смерть и, как символ ее, в первой части тема „со святыми упокой“.
„Ромео и Джульетта“ — дуэт на Шекспировский сюжет — редко исполняемое произведение композитора, после его смерти редактированное и дооркестрованное его учеником С. И. Танеевым. В нем использована тема одной из ранних программных симфонических пьес Чайковского, того же названия — и воспевается романтическая, страстная любовь. „Франческа да Римини“ — программная симфоническая пьеса на сюжет Данте, рисующая „кишащий ад“ и „носящихся в вечном вихре“ страстных любовников, настигнутых мужем Франчески и наказанных за это.
Музыка чисто эмоционального порядка вполне по характеру В. Бердяева. Вся программа была им проведена с большим под‘емом.
Темпераментность искупала чересчур быстро взятые темпы двух скерцо 6-ой симфонии. Особенно хорошо проведена была „Франческа“, формально представленная рельефно и целостно. Чуткое оркестровое сопровождение дал капельмейстер солистам — Елизаровой и Рождественскому — прекрасно спевшим дуэт „Ромео и Джульетты”.
Б. Валерьянов