Пресса
«Ленинград»
О концерте 4 марта 1925 в БЗФГибель Фауста
Свободный полет творческой мысли, взлелеянной в атмосфере французской революции, ее огромная сила и напряжение пронесли произведения Берлиоза нетленными через почти вековой промежуток, отделяющий время его композиторской деятельности от нашей эпохи. К числу грандиозных творений, нисколько не утративших своей свежести и совершенно современно инструментованных, относится драматическая поэма—симфония «Гибель Фауста», поставленная Филармонией под управлением главного дирижера В. В. Бердяева. Постановка эта в ряду плановых должна быть признана одной из наиболее ценных и удачных. Само только добросовестное формальное преодоление «Гибели Фауста», требующее кропотливой и тщательной проработки с хором, оркестром и солистами, заслуживает благожелательной оценки.
В данном же случае оформление постановки представило большой художественный интерес: оркестром Филармонии была проявлена чуткость к намерениям дирижера. Хор ак-оперы был несравненно хорош по своей гибкости и мошной общей звучности.
Из солистов весьма увлекательно передал свою партию Болотин (Мефистофель), отличившийся к тому же прекрасной дикцией и законченно поставленным красивым голосом. Ровно и благородно исполнил партию Фауста Большаков. Более бледным оказалось пение Боссэ (Брандер) и Ады Ребонэ (Маргарита). Последняя — певица с содержательным звуковым материалом, но в то же время с манерой пения, значительно понижающей его достоинства.
Главный интерес концерта сосредоточился на хоровом и оркестровом исполнении и, следовательно, на руководителе его В. В. Бердяеве.
Талантливое руководство его, выразившееся в отличной звуковой планировке, темпераментном и уверенном взмахе, заражающем исполнительские коллективы, обеспечило полный успех постановке. Вместе с тем проведение Бердяевым «Гибели Фауста» создало почву для суждения о нем, как о дирижере с большим чутьем, сильной волей и незаурядным художественным звукопониманием.
Т—ов