Пресса

6 апреля 1925

«Рабочий и театр»‎

Клемперер в Ак-опере

Клемперер в Ак-опере

Случайно ли так вышло, но выступление Отто Клемперера, как оперного дирижера в «Кармен», совпало с 50-ти летием со дня первой постановки этой оперы. <…>

«Кармен» и у нас — одна из любимых опер. Одинаково доступная всем, она восхищает своей непосредственностью, радостной грацией формы, яркостью мелодического рисунка, Неподражаемой свежестью и пикантностью чисто французской музыки.

Все эти характерные черты полностью предстали перед изумленными слушателями в исполнении О. Клемперера. Слишком известная опера, с ее «избитыми» местами, казалась иной, в ней неожиданно открывались такие моменты, о которых и не подозревали в обычном исполнении этой оперы. Клемперер показал, что может сделать дирижер-артист с нашим прекрасным оркестром, какие богатства звуков можно извлечь из этой спаянной цельности его облика.

О. Клемперер, как дирижер, несомненно, — исключительное музыкальное событие. В нем удивительно соединены самые противоположные черты: огненный темперамент и железное спокойствие четкого ритма, бурные эмоции, нервность и глубочайшая логика в каждом мгновении. Партитура для него не отвлеченная канва, на которой можно разводить какие угодно капельмейстерские узоры, а живой организм, звучащий образ: так проникнуть в сущность его композиции, понять от начала до конца музыкальную ткань этого образа и так пластически-убедительно выявить его в оркестре — может только выдающийся дирижер.

Казалось, никогда наш оркестр не звучал так мощно, так стихийно-захватывающе, никогда не чувствовалось такого напряжения, вдохновения этого коллектива, любовно покорившегося единому импульсу воли, стальной энергии. И каков бы ни был неудержимый размах волны, звучаний в оркестре, всегда, ежемгновенно, чувствовался неуклонный, властный ритм. Здоровый, жизненный пульс...

Клемперер знает, как анатом, свой оркестр и спокойно-уверенно владеет им. Исходя только из партитуры, делает с ним, что хочет. Он владеет тайной великого мастера воспламенять оркестр, доводить его до моментов такой необычной силы, до таких молний, что становится страшно. И вдруг тухнут краски, почти мгновенные переходы к такому пианиссимо, где каждый инструмент слышен отчетливо, а надо еще прислушаться к оркестру, куда-то исчезнувшему.

Поразительны не только проникновение дирижера в тончайшие штрихи партитуры, во все детали музыкального образа, но умение сделать его понятным для всех. Ясная, отчетливая трактовка, после огромной, кропотливой работы музыканта во всеоружии над текстом. Поучительно для нашей ак-оперы. Чисто-музыкальные красоты «Кармен» рельефно выдвинулись, благодаря некоторым изменениям в постановке, сделанным дирижером. У него на первом плане — музыка. Отсюда — статуарность в постановке хора и певцов. Выдвигались отдельные группы, удалялось со сцены все, что отвлекало внимание от вокального исполнения певцов. Удачно — по-новому — поставлена хабанера в 1-м акте: все действие сконцентрировано у колодца, около Кармен, и основная линия завязки драмы отчетливо выдержана. Также удачны хор мальчиков и смена караула. В остальном, перемены, внесенные О. Клемперером, ничего ценного не прибавили со стороны сценической. Необходимо в заключение отметить замечательный квинтет во 2-м действии: эти, тонко разработанные речитативы, разбойничьи переговоры. Сколько теплого вдохновения в антрактах перед 2 и 3 действ.! Прекрасно поставлен 3-й акт: убраны обычно исполняемые здесь танцы (их не было и в 4-м действии), но перспектива оживления и дикой страсти сохранена.

Оп. «Кармен» чрезвычайно трудна для исполнения: из нее легко сделать оперетку или мелодраму. В исполнении О. Клемперера раскрылась вся простота и глубина драмы Бизе, облеченной в прозрачные музыкальные формы.

П. К—ий



Другие материалы

7 апреля 1925

«Известия В.Ц.И.К. Москва»‎

«Девятая» Бетховена – О. Клемперера
7 апреля 1925

«Жизнь искусства» № 14

О концертах 28 и 29 марта 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»