Пресса

27 октября 1925

«‎Жизнь искусства»‎ № 43

О концерте 21 октября 1925 в БЗФ

Шрекер в Филармонии

Шрекер — симфонист — явление менее интересное, чем Шрекер — оперный композитор. Об этом можно было догадаться по „Дальнему звону“ с его на редкость выдержанной подчиненностью музыки ситуациям сцены. В программе симфонического вечера Филармонии, впрочем, лишь одно сочинение Шрекера было чисто симфоническим — его Камерная симфония, как раз менее всего любопытное и убедительное. Напротив того, отрывок из оперы „Отмеченные“ — превосходно звучащий и блестяще инструментованный образец большого мастерства германского композитора. Красочна, но не ровна по самостоятельной ценности, сюита „День рождения инфанта“. Как это ни странно, не очень выгодное впечатление оставили песни (кроме последней, пожалуй), не очень к тому же рельефно исполненные О. Тарновской.

Es. (Стрельников)

„Отмеченные“ [опера поставлена не будет]

По просьбе дирекции Актеатров находящийся сейчас в Ленинграде композитор Франц Шрекер познакомил небольшой круг музыкантов со своей 3-х-актной оперой „Отмеченные“. После исполнения ряда отрывков из этой оперы (вступление к первому акту, финал того же акта, заключение второго действия и целиком третье) Шрекер сообщил краткие сведения о своем произведении. Опера „Отмеченные“ написана в течение 1913—15 гг. (издана в 1916 г.) и тогда же исполнена впервые во Франкфурте-на-Майне.

Сюжетной основой „Отмеченных“ является тяготение женщины к двум мужским началам, — одному физически здоровому, другому от природы уродливому, но высоко интеллектуальному и нравственному. Побеждает первое.

Интерес к этому произведению Шрекера, конечно, за пределами фабулы. Его ценность — как в использовании разнообразных приемов современной композиторской техники, так и в силе драматического напряжения, которая явственно ощущалась даже в упрощенном демонстрировании сложной партитуры на рояле. Для музыкальной стороны оперы самое существенное — в элементе широкого мелодического пения, в манере позднейших итальянских веристов и в ярко индивидуальном лаконизме тематики: композитор почти не развивает своих тем, а мгновенно меняет их в зависимости от текста и сценической ситуации. Гармоническая острота в сочетании с быстрыми сменами настроений, общей музыкальной подвижностью, изобретательной ритмикой, жизненностью речитативов и широкой напевностью, — все это поможет Шрекеру быть может двинуть вперед застывшую в своем развитии оперную форму.

В. Музалевский



Другие материалы

22 октября 1925

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 21 октября 1925 в БЗФ
22 октября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 21 октября 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»