Пресса
«Жизнь искусства» № 12
О концертах 10 и 17 марта 1926 в БЗФБлокнот музыканта
Ф. Штидри. Возвратился (второй раз в сезоне) Ф. Штидри. В программу первого своего концерта он включил капитальное произведение Р. Штрауса — „Домашнюю симфонию“. Капитальной эта композиция может быть названа лишь по об'ему и громоздкости фактуры, блещущей присущими Штраусу достоинствами инструментовки. Идеологически же это произведение поражает самодовольным мещанством вкуса, позволяющего смаковать мельчайшие подробности личного домашнего очага. Эта особенность штраусовской композиции особенно ощутительна после чистой и кристалически ясной музыки симфонии Моцарта, исполненной в 1-м отделении.
Во втором своем концерте Ф. Штидри сделал интересное и поучительное сопоставление Моцарта (увертюра к „Волшебной флейте“) и Чайковского (Серенада для струнного оркестра) со Стравинским („Весна священная“). Это сопоставление воочию показало, как мало подлинного музыкального творчества у современного „кумира“ буржуазной Европы. Нельзя, конечно, отрицать у Стравинского огромной инструментаторской изобретательности, но, несмотря на все разительные эффекты игры звучностей, эффекты ритмические и гармонические, все же нельзя забывать, что сфера гротескной изобразительности, подчиненности заданиям, лежащим вне музыки, здесь преобладает над чисто звуковым содержанием, которое без помощи сценического действия впечатляет в значительно меньшей дозе. Сплошное неустанное ошарашивание слушателя, постоянное озорство заставляет наконец сказать, что язык у человека существует для того, чтобы говорить, а не показывать его ближним.
Необычайные трудности „Весны священной“ были отлично преодолены дирижером, видимо, не мало над ней потрудившимся. Прекрасно прозвучала и Серенада Чайковского, оставившая большое впечатление искренней темпераментностью исполнения.
М. М.