Пресса

Апрель 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 14

О концертах Мийо и Винера весной 1926

К сведению… но не к руководству

С Парижем во вкусах мы явно не сойдемся.

Третье выступление Мийо-Винера грозило бы Филармонии крупным дефицитом.
Мы констатируем это с огромным удовлетворением, как несомненный показатель зрелости советской публики, которая не клюет даже на столь жирного «червя», как фокстротты, — даром, что «запретный плод сладок».
Мы и «шестерка» — по разные стороны баррикады, и никакою формальною «левизной» нас не проведешь и не подкупишь.
Авторские выступления хороши тем, что после них не о чем спорить: товар показан «лицом», в этом можно не сомневаться. Остается лишь подвести итоги.

Разрешите подать по-парижски? Соус пикан? Извольте.

1. Мöсье, дьявольски скучно! Переслушано и переиграно все на свете: Дебюсси, Равель, «эти талантливые русские медведи Стравинский и Прокофьев». Бррр, пресно. Что бы такое придумать? Ба, старик Клементи! Сонатина F-dur. А мы ее без бемоля. Какое очаровательное si бекар! А что если мелодию Andante сыграть квинтами, «запрещенными параллельными квинтами»! ... Идея! Бесподобно... только... что-то страшно знакомое... ах, да — это уже делал Дебюсси. Но сейчас мы побьем все рекорды: ноты вверх ногами, в ключе сразу ре-бемоль и фа-диез в верхней строчке и 3 нормальных бемоля в басу. Это — музыка! Гениально! Мэтр Стравинский — сядьте в лужу! ... Мосье доволен, мосье повеселел.

2. Ах, опять эти негры, синкопы, там-там и голые девки... Бррр, пресно. Впрочем, вон та канашка недурна... новенькая? попробуем... Давно охрип саксофон, пересинкоплены все синкопы, погиб десяток молоточков и половина струн рояля... но канашка и впрямь недурна. Маэстро, бис! второй, третий, десятый. Мöсье неутомим, он поднялся до высот творческого экстаза. Это — жизнь! Это — искусство!

3. Позднее утро... ужасный, истинно-немецкий «Katzenjammer». Всю ночь душили кошмары. В голове — первозданный хаос ... Но это ничего: стоит лишь взять 6-голосную фугу Баха и каждый голос — в другой тональности. У мöсье предусмотрительно заготовлено на этот случай несколько самодельных партитур... Какой жуткий кошмар! Совсем как в ночных видениях... Какой хаос! Совсем, как сейчас в голове. Ах, искусство — большое утешение!

У «шестерки» — одно лицо, лицо пресыщенного буржуа: у лица — три гримасы: на досуге, в баре и с перепоя. C'est tout.
Нет…нам решительно не по пути.
И наша резолюция:

«Принять Париж к сведению, но отнюдь не к неуклонному руководству».

ARS



Другие материалы

27 марта 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ
27 марта 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»