Пресса
«Жизнь искусства» № 14
О концертах Мийо и Винера весной 1926К сведению… но не к руководству
С Парижем во вкусах мы явно не сойдемся.
Третье выступление Мийо-Винера грозило бы Филармонии крупным дефицитом.
Мы констатируем это с огромным удовлетворением, как несомненный показатель зрелости советской публики, которая не клюет даже на столь жирного «червя», как фокстротты, — даром, что «запретный плод сладок».
Мы и «шестерка» — по разные стороны баррикады, и никакою формальною «левизной» нас не проведешь и не подкупишь.
Авторские выступления хороши тем, что после них не о чем спорить: товар показан «лицом», в этом можно не сомневаться. Остается лишь подвести итоги.
Разрешите подать по-парижски? Соус пикан? Извольте.
1. Мöсье, дьявольски скучно! Переслушано и переиграно все на свете: Дебюсси, Равель, «эти талантливые русские медведи Стравинский и Прокофьев». Бррр, пресно. Что бы такое придумать? Ба, старик Клементи! Сонатина F-dur. А мы ее без бемоля. Какое очаровательное si бекар! А что если мелодию Andante сыграть квинтами, «запрещенными параллельными квинтами»! ... Идея! Бесподобно... только... что-то страшно знакомое... ах, да — это уже делал Дебюсси. Но сейчас мы побьем все рекорды: ноты вверх ногами, в ключе сразу ре-бемоль и фа-диез в верхней строчке и 3 нормальных бемоля в басу. Это — музыка! Гениально! Мэтр Стравинский — сядьте в лужу! ... Мосье доволен, мосье повеселел.
2. Ах, опять эти негры, синкопы, там-там и голые девки... Бррр, пресно. Впрочем, вон та канашка недурна... новенькая? попробуем... Давно охрип саксофон, пересинкоплены все синкопы, погиб десяток молоточков и половина струн рояля... но канашка и впрямь недурна. Маэстро, бис! второй, третий, десятый. Мöсье неутомим, он поднялся до высот творческого экстаза. Это — жизнь! Это — искусство!
3. Позднее утро... ужасный, истинно-немецкий «Katzenjammer». Всю ночь душили кошмары. В голове — первозданный хаос ... Но это ничего: стоит лишь взять 6-голосную фугу Баха и каждый голос — в другой тональности. У мöсье предусмотрительно заготовлено на этот случай несколько самодельных партитур... Какой жуткий кошмар! Совсем как в ночных видениях... Какой хаос! Совсем, как сейчас в голове. Ах, искусство — большое утешение!
У «шестерки» — одно лицо, лицо пресыщенного буржуа: у лица — три гримасы: на досуге, в баре и с перепоя. C'est tout.
Нет…нам решительно не по пути.
И наша резолюция:
«Принять Париж к сведению, но отнюдь не к неуклонному руководству».
ARS