Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 6 декабря 1927 в БЗФКонцерт квартета Амар - Хиндемит
Наиболее острым моментом концертной жизни за истекшую неделю явилось выступление квартета Амар-Хиндемит. Едва-ли можно подходить к названному квартету, как к таковому, т.-е. исполнительскому аппарату той или иной степени совершенства, — деятельность квартета — прежде всего пропаганда так называемой «новой» музыки и именно здесь центр тяжести.
Для первого выступления [«6/XII» чернилами] была избрана программа, в которую вошли образцы наиболее «выраженных» течений западноевропейской музыки, — «концерт» для струнного квартета Казеллы, «серенада» Кодаи, «концертино» Стравинского и «квартет» Пауля Хиндемита. Случайная или неслучайная перегруппировка номеров, выделившая квартет П. Хиндемита в особую группу, как нельзя более кстати подчеркнула раскол программы надвое и разность удельного веса обозначившихся частей. Отрешившись от спецовского подхода, от хитроумных анализов, открывающих в творчество Хиндемита «погружение в изучение старинных фолиантов с старо-немецкими мелодиями», «старание возродить грандиозное искусство Баха в его светском аспекте» или желание «сочетать эти тенденции с фантастикой немецкой детской сказки, механикой индустриального европейского города, городской эротикой» и еще чем-то другим (брошюра В. Беляева «П. Хиндемит»), мы подходим к квартету Хиндемита, как образцу самого эмоционального из всех искусств музыки, и с радостью констатируем, что это, прежде всего, действительно музыка, а не лабораторные изыскания в области новых форм или назойливое исповедание автором своего новаторского символа веры. И притом музыка содержательна, эмоционально насыщенная, волнующая и привлекающая. Музыкальный лексикон Хиндемита в данном случае богат и свеж, и лишен какой бы то ни было нарочитости или новизны во чтобы то ни стало.
Что нужды в том занимается-ли Хиндемит реконструкцией старинных форм, пробегает-ли на автомобиле современности по колеям забытых путей или открывает новые музыкальные горизонты, — его квартет «звучит», интересен по фактуре и содержателен.
Тем резче контраст с остальной частью программы, где прежде всего поражает обезличивание и обескровливание инструментов, скрипку, виолончель или альт узнать нельзя. Звука нет, он заменен шуршаньем, дребезжанием, скрипом, а потому не удивительно, что «музыка», сотканная из такого материала, слушается с трудом и оставляет жалкое, отталкивающее впечатление.
Здесь только погоня за новизной, насилование себя во имя мнимой оригинальности, здесь все ушло в форму, минуя содержание, и обидно, что на это тратится такая ценная исполнительская единица как квартет Амар-Хиндемит.
Дэм