Пресса
«Красная газета»
О концерте 21 октября 1933 в БЗФРусская музыка
Открытие исторического цикла в Филармонии
В первых же симфонических концертах сезона ощущается строгая плановость в организации репертуара. Налицо и все преимущества этой плановости: охват отдельных — и крупных и мелких — явлений музыкальной культуры в их наиболее типическом и исторически-показательном разрезе, замена одних и тех же «любимых», «кассовых» произведений равномерным показом наряду с ними также и произведений, незаслуженно обойденных концертной практикой.
Русский исторический цикл открылся программой, посвященной творчеству Глинки и Даргомыжского. И тот и другой известны больше, как авторы опер и романсов, и сравнительно редко интерпретируются в чисто симфонической части своего творчества. А, между тем, не будучи симфонистами в собственном смысле слова, и Глинка и Даргомыжский являются авторами ряда своеобразнейших симфонических миниатюр песенной и рапсодической формы, положивших начало программной симфонической поэме, столь разносторонне разработанной впоследствии членами знаменитой «могучей кучки».
Симфонические миниатюры Глинки чрезвычайно ценны не только по высоким качествам музыки, но и как характерные отражения стиля и духа эпохи: «Арагонская хота» — по интонациям и краскам — это праздничная Испания начала XIX века, взятая глазами странствующего русского барина, Испания Брюллова: «Вальс-фантазия» это — своеобразное и типичное для эпохи смешение славянской песенности с внешним «европеизмом».
Открытая содержательным вступительным словом И. И. Соллертинского, программа была проведена дирижером А. В. Гауком с большим пониманием стиля, с тщательностью отделки и с темпераментом. Превосходно прозвучала «Камаринская» и очень выразительно — сопровождение солистам Бутягину («Ночной смотр» Глинки) и Преображенской («Песнь Лауры» из «Каменного гостя» Даргомыжского).
Б.