Пресса
«Красная газета»
О концерте 18 апреля 1934 в БЗФ
П о б е д а
Рабочей самодеятельности
Рабочий хор в Филармонии
Оркестр Филармонии уже в полном составе на своих местах, но концерт не начинается. Поток человеческих фигур хлынул на эстраду Филармонии. Организованно, рядами выстроился между оркестром и органом самодеятельный рабочий хор, исполняющий сегодня свою партию в опере «Орфей и Эвридика» Глюка.
Четыре лучших самодеятельных коллектива Московско-Нарвского дома культуры (руковод т. Колышкин), «Красного Треугольника» (руковод т. Аркадьев), Дома культуры первой пятилетки (руковод т. Рудин) и Выборгского дома культуры (руковод т. Анисимов) об’единились в этом большом хоре под управлением дирижера А. Коутса.
Первое совместное выступление авангарда ленинградской профсоюзной самодеятельности (общее руководство И. Немцева) и выдающегося профессионального оркестра явилось знаменательным художественным событием.
Эмоционально насыщенный материал хоров оперы Глюка с их широко льющимися мелодиями, с их драматическим языком и пафосом передан самодеятельным коллективом тщательно, законченно, образно. Две с половиной сотни рабочих голосов прозвучали, как один мощный, богатый по краскам, чуткий к стилю музыки, к словесному тексту и, наконец, ко всем намерениям дирижера голос. Громоподобное волевое «Нет» всего хора в унисон (ответ на мольбы Орфея) буквально сотрясало зал.
Самодеятельные исполнители должны были пройти долгий путь борьбы за овладение музыкальной культурой (начиная с освоения музыкальной грамотности), чтобы в сотрудничестве с оркестром Филармонии и с квалифицированными силами солистов (партию Орфея исполняли арт. И. Витлин, Эвридики — арт. А. Григорьева) подняться на уровень подлинно профессиональной художественной передачи. Вместе с тем отпечаток особой свежести, стопроцентной добросовестности выгодно отличал их исполнение.
В ряду побед, одержанных на музыкальном фронте профсоюзной самодеятельностью Ленинграда за последнее время (вспомним недавние оперные постановки «Князь Игорь» и «Русалка» силами хоровых кружков), выступление самодеятельного хора в Филармонии — одна из наиболее блестящих. Она убеждает в том, что самодеятельность ленинградских рабочих не с плеча и не по-любительски робко, а шаг за шагом в результате плановой систематической подготовки овладевает высотами музыкальной культуры. Показывая достижения самодеятельности, Филармония акцентировала политическое и творческое значение этого стыка профессионального и самодеятельного искусств, намечающего перед массовой самодеятельностью еще более широкие перспективы.
Праздничность этого концерта в полной мере ощущалась и в приподнятом настроении аудитории, в приветственной речи художественного директора Филармонии проф. А. В. Оссовского и в целом ряде взаимных приветствий и пожеланий, продолжавшихся в антракте за кулисами эстрады Филармонии.
В. Музалевский