О проекте

Digital-проект «Столетие филармонии» – это цифровая летопись, созданная к 100-летию старейшей в стране Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Она открылась 12 июня 1921 года концертом из произведений Чайковского. Проект стремится предоставить исчерпывающую информацию о прошлом и настоящем Петербургской филармонии.

В основном разделе сайта, посвященном истории филармонии, центральное место занимает «ИСТОРИЧЕСКАЯ АФИША». В ней, сезон за сезоном, собраны программы, исполненные в филармонических залах за 100 лет. Это около 40 000 концертов.

Вы можете «посетить» любой из них: увидеть афишу, узнать программу, познакомиться с исполнителями. Многие из них известны как артисты, определившие музыкальный ландшафт времени, многие знакомы лишь узкому кругу профессионалов, имена других сегодня совсем забыты. Мы постарались найти всех – композиторов, дирижеров, инструменталистов, артистов оперы, оперетты, балета, эстрады и даже цирка – когда-то они тоже выступали в Большом зале, особенно часто во время блокады.

У каждого артиста на сайте есть своя страница. Она размещена в разделе «ПЕРСОНЫ». Зайдя сюда, вы можете выбрать интересующий вас жанр (дирижер, пианист, певец, симфонический оркестр, ансамбль народного танца и т. д., а если не найдете, смотрите в раздел «Другие»), а затем и конкретного исполнителя. На его персональной странице размещена подробная биография и со временем появится список всех его филармонических концертов.

Важнейший блок в разделе «Персона» – «главные дирижеры». В Заслуженном коллективе это Эмиль Купер, Николай Малько, Александр Гаук, Фриц Штидри, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, который руководит первым филармоническим оркестром более 30 лет. Был он и главным дирижером Симфонического оркестра Филармонии, в историю которого вписаны имена Карла Элиасберга, Николая Рабиновича, Арвида Янсонса, Александра Дмитриева, возглавлявшего оркестр 40 лет. К моменту открытия сайт находится в процессе активного заполнения. И вскоре на персональной странице каждого дирижера будут указаны не только концерты Большого зала, но и гастроли с оркестрами филармонии, список исполненных под его управлением сочинений, в том числе, премьер. Специальные материалы сайта посвящены оркестрам Филармонии – Заслуженному коллективу России и Академическому симфоническому оркестру. В них нет хронографов (стоит ли переписывать заново все сезоны?), но есть подробная, у каждого коллектива своя, история.

В разделе «СТАТЬИ» можно почитать тексты о залах филармонии и Придворном музыкантском хоре, о блокадной истории Большого зала и жизни филармонии в эвакуации, о структуре филармонии, ее директорах и художественных руководителях, о концертных сезонах десятилетий.

Еще один раздел сайта – «АВТОГРАФЫ». Здесь собраны слова благодарности от дирижеров и солистов оркестрам филармонии и самому филармоническому дому, которые появлялись в рукописном альбоме с 1926 года. Часть автографов была опубликована в книге «Прямая речь. Санкт-Петербургская филармония: история в автографах» (СПб.: «Лимбус Пресс», 2013), но формат издания не позволил тогда вместить все записи. Неизданные прежде, они впервые публикуются на нашем историческом сайте.

А если вы хотите полностью погрузиться в атмосферу прошлых лет, откройте раздел «ПРЕССА» – он есть почти в каждом сезоне. Здесь и краткие информационные сообщения, и обстоятельные рецензии, и жалобы недовольных слушателей, и панегирики мудрым вождям, определявшим Постановлениями пути развития культуры, и разгромные статьи о тех, кого еще недавно превозносили, а сегодня ругают за формализм. В этом смысле особенно показательны публикации о Шостаковиче и Прокофьеве до и после 1948 года. И, хотя это всего лишь газетные тексты о музыке, в них отражается история страны. Отражается она поразительно наглядным образом и в вековой̆ афише Филармонии, менявшей репертуарную политику: от эйфории 20-х и страха 30-х до сегодняшнего дня.

Внимательный читатель обязательно заметит, что Филармония всегда придавала огромное значение просветительству. Целевые программы, а потом и целые абонементы, устраивали для новой рабочей публики, для студенчества и школьной̆ аудитории, и не только в Большом зале, но и на заводах, в клубах, Домах культуры и даже в колхозах. На семинарах для слушателей обсуждались абонементные программы и новые сочинения композиторов. На курсах «молодого критика» готовили авторов для Стенгазеты – до середины 1980-х она собирала на хорах толпу читателей. Конечно, некоторые начинания филармонии укладывались в рамки диктуемых временем «обязательных мероприятий». Но, как бы к ним не относиться, можно с уверенностью сказать: филармония за годы работы воспитала не одно поколение слушателей, для которых классика стала популярной музыкой.

Просветительство и сегодня является одной из доминант в работе Петербургской филармонии. Ее настоящему посвящен отдельный большой̆ раздел сайта, названный «ОБРАЗОВАНИЕ». Здесь размещены созданные за последние годы высококачественные записи избранных концертов, видеозаписи встреч с музыкантами, подкасты, лекции и образовательные курсы. Все это, впрочем, с каждым днем тоже уходит в историю, предваряя новый век в летописи Санкт-Петербургской̆ Филармонии.

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»