Персоны

Натан Рахлин

1905–1979
Натан Рахлин в Ленинградской филармонии 22 декабря 1954 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Натан Рахлин

Биография

Рахлин Натан Григорьевич – дирижер, педагог.

Биография Натана Рахлина вполне могла бы стать сюжетом лихо закрученного приключенческого романа, герой которого, юноша из глубинки, благодаря своим природным талантам и смекалке покоряет города и становится народным любимцем. Эта история могла бы приключиться в любой части мира, но наш герой родился в провинциальном украинском городке Сновск, в 4 года взял в руки скрипку (отец был клезмерским музыкантом), уже в десять подрабатывал, играя на показе немых фильмов, а в пятнадцать, в Гражданскую войну, стал горнистом действующей красноармейской бригады Котовского, пережив все перипетии бурного времени.

В 1922-м году Рахлина зачисляют в духовой оркестр Киевской военной школы, а в 1923-м он поступает в Киевскую консерваторию: на вступительном экзамене абитуриент играет на трубе (в собственном переложении) скрипичный концерт Мендельсона, и зачисляют его в класс скрипки! О его владении всеми инструментами оркестра – струнными, духовыми, ударными и даже арфой – будут ходить легенды, Рахлин с легкостью мог показать любому музыканту оркестра, как надо исполнить то или иное сложное место в партитуре. Дирижерское образование он получит в киевском Музыкально-драматическом институте им. Лысенко в 1930 году, в 1935-м завершит заочное обучение в Ленинградской консерватории, будет недолго работать с оркестрами Харькова и Куйбышева (Самары).

ID=1

Первым собственным симфоническим коллективом Рахлина станет оркестр Донецкой филармонии. За два сезона он создает коллектив с нуля и добивается впечатляющих результатов. В 1937-м молодого дирижера приглашают в Киев возглавить Симфонический оркестр Украинской ССР. В 1938-м Натан Рахлин представляет Украину на первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и делит II премию с Александром Мелик-Пашаевым (I премию получает Евгений Мравинский).

Работа со столичным оркестром Украины прерывается на время войны: в 1941–1945 Рахлин занимает пост главного дирижера Государственного оркестра СССР, а в 1946-м возвращается к своему киевскому коллективу. Под руководством Рахлина оркестр играет сложнейшие программы, исполняет много премьер украинских композиторов. Главный дирижер Госоркестра УССР получает звания (народного артиста УССР в 1947-м, народного артиста СССР в 1948-м), орден Ленина (1951) и Сталинскую премию (1952).
Натан Рахлин в концерте 22 декабря 1954 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Работавший в 1958–1962 у Натана Рахлина ассистентом дирижер Игорь Блажков вспоминает:

«… чудеса его творчества происходили на концерте. Этому способствовала его феноменальная мануальная техника. За свою жизнь я пересмотрел многих дирижёров, среди которых были и выдающиеся, но такой дирижёрской техники, как у Рахлина, не было ни у кого. Концерты Рахлина – это был "театр одного актёра", когда Натан Григорьевич своими жестами "рассказывал" музыку, он показывал руками все её детали. У него было безупречное драматургическое чувство в крупных формах (6-я симфония и "Манфред" Чайковского, "Фантастическая симфония" Берлиоза, "Дон Жуан" Р. Штрауса) и филигранная отточенность в миниатюрах ("Грустный вальс" Сибелиуса, Менуэт Больцони, Perpetuum mobile И. Штрауса) ...»
Концерт 9 марта 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Одновременно в 1957–1960 Рахлин – художественный руководитель оркестра Московской филармонии, но дом его в Киеве, где он преподает в консерватории и возглавляет свой оркестр. Увы, именно с этим коллективом будут связаны не только взлеты, но и глубочайшие разочарования в судьбе музыканта. В стране поднимался очередной виток антисемитизма, так что у этого поворота в счастливо начинавшейся биографии Рахлина были вполне конкретные, хоть и коллективные, авторы. В Киеве делают ставку на национальные кадры, и в 1962 году Рахлина увольняют. Для 57-летнего дирижера это был тяжелейший удар. Свидетельства его переживаний сохранились в письмах к близкому другу Гертруде Пьяцковской (их копии она передала в 2007-м казанскому музыковеду Георгию Кантору, составителю сборника «Натан Рахлин: Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью». Казань, 2006):

Декабрь 1959: «Мои беседы с руководящими деятелями ЦК закончились так, что я остаюсь пока в Киеве. Постоянную должность главного дирижера в Москве придется оставить».
Июнь 1965: «…я стал настоящим бродячим музыкантом».
Декабрь 1965: «… не могу смириться с обстановкой зоологического антисемитизма, царствующего вокруг. Всего меня искалечило это страшное состояние неполноценности, когда заведомо знаешь о необходимости уступить всё высокое, достойное, удобное – бездарному, но родившемуся местным кадром».
Октябрь 1965: «Как будто много свободного времени, а дышать нечем. Отсутствует порыв, уверенность, спокойное желание любоваться природой, людьми. Все поступки кажутся глупыми. Веду бродяжническую жизнь, вижу, как все к чему-то привязаны. А я вроде везде нужен ‘’только на время’’. Уйдя из оркестра, я почувствовал себя после большого перерыва (не сразу) как человек, бросивший дом, где возводил фундамент, стены, красил потолки, менял мебель в течение 25 лет. Там, возможно, мои дети. Можно, конечно, завести новый дом, но что-то неохота опять по кирпичику».

Возводить новый дом Натан Рахлин всё же станет в 1966 году. В Казани по инициативе композитора и лидера музыкальной культуры Татарстана Назиба Жиганова создается Государственный симфонический оркестр. Собрать и возглавить новый коллектив приглашают Натана Григорьевича Рахлина.

Из писем Гертруде Пьяцковской:

29 марта 1967: «10 апреля состоится начало торжества духа – состоится первый концерт вновь созданного мною симфонического оркестра в Казани. Это будет настоящий оркестр столичного типа ... Я с таким упоением создаю его по мелочам, подобно скульптору, что не замечаю ни времени, ни состояния здоровья».
5 апреля 1967: «… Увлекся работой до упоения, вижу, как на глазах перерождаются люди, растет изумительный коллектив. Через года полтора в Казани будет один из лучших оркестров СССР».
14 апреля 1969: «Недавно я рискнул показать свой Казанский оркестр в Москве, которая фактически сейчас является безусловно центром мировой музыкальной культуры. После американских, французских, да и прекрасных оркестров в Москве – было страшновато, ибо публика избалована. Нас в филармонии встретили, конечно, скептически. Афиш почти никаких. Никакого солиста я тоже не пригласил, ожидая провал. И вдруг первый концерт 28 апреля произвел впечатление взорвавшейся бомбы. Ты не представляешь, что делалось в зале. Забегали министры, музыковеды, дирижеры, критики. Все бросились писать во все газеты … Всё же по приезде в Казань я ощутил, что это фактически победа всесоюзного масштаба никому не нужна. Ибо фамилия моя Рахлин, и зовут меня не так, как надо. В Киеве, Москве, Донбассе создаешь крупные очаги культуры. А впечатление, будто я натворил много беды. Народ-то доволен, а ‘’руководители’’ были бы, очевидно, еще более довольны, если это сделал бы местный кадр».

Всё же Рахлина ценят. В Казани он преподает в консерватории, а с Симфоническим оркестром Татарской АССР исполняет классику и национальную, теперь татарскую, музыку. Гастролируют они и по стране, а 27 июня 1972 года выступают на фестивале искусств «Белые ночи» в Большом зале Ленинградской филармонии.

Здесь Натан Рахлин дирижирует в течение почти сорока лет. С Госоркестром УССР приезжает на три концерта в декабре 1948-го (23 декабря в Большом зале проходит творческая встреча коллектива со слушателями, а после доклада об украинской музыке оркестр играет «правильные» сочинения национальных авторов – после постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «чистоте репертуара» придают особое политическое значение), и три программы в октябре 1962-го, уже перед самым увольнением: в «оттепель» играют украинских классиков, Чайковского, Фантастическую Берлиоза и даже «Петрушку» Стравинского. Выступает Натан Рахлин и с другими гастрольными оркестрами – в декабре 1954-го дает три концерта с Госоркестром СССР, а в апреле – мае 1958-го года – семь концертов с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио.

Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с Заслуженным коллективом (88 концертов), а после – и с Симфоническим оркестром (46 программ).
Концерт 23 июня 1968 года. Симфонический оркестр Филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Впервые выступив в Большом зале в феврале 1938 года, дирижер становится непременным участником декад советской музыки, абонементных программ. Дважды Рахлина приглашают закрывать филармонический сезон (1948, 1949). В рецензии на один из этих концертов критик пишет:

«Каждое его [Рахлина] выступление приобретает характер значительного события в музыкальной жизни нашего города».

И это, несомненно, так!

В огромном репертуаре музыканта – от классики до современной музыки и сочинений советских авторов (многие из которых звучат впервые) – важнейшее место занимают композиторы-романтики и импрессионисты, с их роскошным оркестром, эмоциональным накалом, тончайшими нюансами динамики и мощными кульминациями. Чайковского, Дебюсси и Равеля Симфонический оркестр филармонии исполняет на последних ленинградских концертах Натана Рахлина 26 и 27 июня 1975 года.

Памяти дирижера посвящены два сборника: «Натан Рахлин: Статьи. Интервью. Воспоминания» (общая редакция и вступительная статья Г. Я. Юдина. М.: Советский композитор, 1990) и «Натан Рахлин: Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью» (под редакцией Г. М. Кантора. Казань: 2006).

И. Р.


Концерты

  • 15 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шуберт. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»

  • 17 февраля 1938

    (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Вечер украинской симфонической музыки

    Данькевич. Симфония. Косенко. Увертюра. Лятошинский. Сюита из оперы «Щорс»

  • 27 ноября 1938

    (программка с портретами композиторов и составом оркестра)

    Декада советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Косенко. Героическая увертюра. Ревуцкий. Andante из Симфонии № 2. Лятошинский. Ария Щорса из оперы «Щорс». Костенко. Ария Кармелюка из оперы «Кармелюк». Лятошинский. Ария Лии из оперы «Щорс». Дзержинский. Ария Луши из оперы «Поднятая целина». Щербачев. Сюита из музыки к кинофильму «Гроза»

  • 1 декабря 1938

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5

  • 3 февраля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бах–Гедике. Пассакалия. Бетховен. Симфония № 9

  • 18 февраля 1940

    Концерт 2-го юбилейного абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского и вкладышем-аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 5. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»

  • 21 февраля 1940

    Концерт 1-го абонемента (программа с аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шуберт. Симфония № 7. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»

  • 12 февраля 1941

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Гайдн. Симфония си-бемоль мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 14 февраля 1941

    5-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Мендельсон. Увертюра и скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 5. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»

  • 18 февраля 1941

    5-й концерт цикла Бетховена

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бетховен. Музыка к балету «Творения Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 18 мая 1941

    (рукопись)

    Закрытие Ленинградского Пленума Оргкомитета ССК
    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Ревуцкий. Симфония № 2

  • 21 мая 1941

    8-й концерт цикла Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония «Манфред». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». «Итальянское каприччио»

  • 13 мая 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 4. Славянский марш. «Франческа да Римини»

  • 16 мая 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Венская кровь». Вальс «Жизнь артиста». Вальс «Весенние голоса». Вальс «На прекрасном голубом Дунае». Полька. «Вечное движение». Вальс «Сказки Венского леса»

  • 18 мая 1944

    (рукописная книга с пометкой: объявление по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Вальс из Серенады для струнного оркестра. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «На прекрасном голубом Дунае». «Вечное движение». Вальс «Сказки венского леса»

  • 12 апреля 1947

    6-й концерт 5-го абонемента из произведений Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»

  • 16 апреля 1947

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Малер. Симфония № 1 «Титан». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. «Ученик чародея»

  • 19 апреля 1947

    6-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шостакович. Симфония № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 21 апреля 1947

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Чайковский. Концерт для фортепиано № 1. «Итальянское каприччио»

  • 5 февраля 1948

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бах. Пассакалия (в обработке для оркестра А. Гедике). Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуберт. Симфония № 5. Лист. Симфоническая поэма «Мазепа»




Другие материалы

Арам Хачатурян

Арам Хачатурян

Композитор 1903–1978
Сергей Рахманин

Сергей Рахманин

Баритон 1902–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»