Персоны
Александр Анисимов
Биография
Анисимов Александр Иванович (1905–1976) – хоровой дирижер и музыкальный деятель.
Карьера Александра Анисимова успешно складывалась по двум направлениям. В 1929 году он окончил Ленинградскую консерваторию по классам дирижирования: симфонического – у Николая Малько, хорового – у Михаила Климова, у которого затем учился в аспирантуре. В 1935–1937 Анисимов – дирижер хора Капеллы. Позднее, в 1955– 1965, он станет ее директором и художественным руководителем, получит место профессора в Ленинградской консерватории, где будет вести класс хорового дирижирования до конца жизни, важнейшие события которой уместились в промежуток между 1937 и 1955 годами.
В 1937 году товарища Анисимова назначают художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа. В годы войны его переименовывают в Ансамбль красноармейской песни и пляски политуправления Ленинградского фронта. С этим коллективом Анисимов участвует в ответственных концертах, а в военные годы выступает на фронте и в тылу. В репертуаре Ансамбля есть номера собственного сочинения Анисимова, а также сделанные им обработки народных песен.
Именно с этим коллективом Александр Анисимов чаще всего и выступал в Большом зале филармонии: в годы войны под его управлением Ансамбль представил несколько сольных программ, принял участие в сборных концертах, среди которых был и вечер 23 мая 1943 года, посвященный 240-летию Ленинграда. Дважды артисты выступят и в праздничных концертах в мирное время – в феврале 1947-го и в октябре 1948 года.
Коллективом Александр Иванович руководит до 1949 года, завоевывая не только любовь зрителей, но и доверие начальства. Его приглашают на государственную службу в министерство – сначала начальником Управления музыкальных учреждений, а затем заместителем председателя Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Но уже через два года Анисимову доверяют главное учреждение культуры страны: в 1951–1955 он занимает пост директора Большого театра Союза ССР. Именно в это время, в 1951-м, в театр приходит 20-летний Геннадий Рождественский, которому поручают вести балетные спектакли. Он вспоминает:
«Когда я пришел в театр, директором был Александр Иванович Анисимов, впоследствии руководитель Ленинградской капеллы, хоровой дирижер. Я к нему очень тепло отношусь. Но с ним был и такой случай, связанный с „Золушкой“. Ведь после 1948 года „Золушку“ из репертуара вышибли немедленно. Ни один балет Прокофьева не шел. Но потом, в канун приезда какого-то Хосрев-мирзы или Мао Цзедуна, с той стороны поступило пожелание увидеть Уланову в „Золушке“. Это было уже после смерти Прокофьева и Сталина. „Ну, давайте возобновлять“. … Но встал и другой вопрос. Александр Иванович пригласил меня в кабинет и сказал: „Мы восстанавливаем „Золушку“, но ее надо… почистить“. Я говорю: „А что вы имеете в виду?“ – „Ну, как тебе сказать?“ – говорит он, глядя в окно на ЦУМ. – „Ну вот Adagio на 9/8. Посмотри, какая мелодия! А в конце, в до-мажорном трезвучии вдруг ре-диез. Ну ведь сам себе портит! И не понимает, что себе же хуже делает. Не мне тебя учить, я только пример дал. Вот если бы так пройтись по партитуре со щеткой… Ну явные же нелепости, ляпсусы. Вычистить, и будет замечательный спектакль…“».
Слева направо: А. И. Анисимов, И. Я. Кацтова, М. Ф. Заринская, А. А. Егоров. 27 мая 1959 года, Ленинградская Капелла. Фото из архива преподавателя Хорового училища Капеллы А. П. Емелина.
После смерти Сталина руководителей начали сменять, в 1955 году очередь дошла и до Большого театра. Анисимова освобождают от должности и переводят на директорское место в Ленинградскую капеллу имени Глинки. С этим коллективом Александр Иванович Анисимов и выступил последний раз в Большом зале филармонии: 26 октября 1959 года Капелла под его управлением исполнила хоры Бортнянского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, а также Орландо Лассо, Палестрины и Брамса. В январе того же года ему довелось дирижировать Заслуженным коллективом, исполнившим вместе с хором Капеллы кантату Шостаковича «Над Родиной нашей солнце сияет».
И. Р.
Концерты
-
18 октября 1936
(программка с составом оркестра)
Открытие симфонического сезона
Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Симфония № 9
-
20 октября 1936
(повторение программы 18 октября, репетиционный план оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриБетховен. Увертюра «Эгмонт». Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Симфония № 9
-
21 февраля 1938
(программка с составом оркестра)
Концерт, посвященный ХХ-летию Красной армии и Военно-морского флота
В программе: Ипполитов-Иванов, Соловев-Седой, Дунаевский, Томилин, Куплетский, Савельев, Давиденко, Щербачев
-
8 мая 1938
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполненииАранжировка для русского народного оркестра
-
29 ноября 1938
Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Николай МихайловВ программе: Затеплинский, Леви, Савельев, Тюлин, Дунаевский, Носов, Заславский, Дзержинский, Соловьев-Седой
-
19 апреля 1942
В помещении Театра драмы имени А. С. Пушкина (рукописная книга, пометка: афиша разм. 1.5 л., программы)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Александров, Анисимов, Книппер, Компанеец, Леви, Листов, д’Актиль, Нищинский, Борисов
-
2 мая 1942
(рукописная книга, пометка: плакаты, программы, оповещение по радио)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Александров, Чистяков, Книппер, Хренников, Анисимов, Листов, д’Актиль, Нищинский, Витлин, Борисов
-
24 мая 1942
(машинопись со штампом цензуры и надписью – «Разрешить»; рукописная книга)
Концерт художественных фронтовых бригад ЛДКА им. С. М. Кирова
В программе: Александров, Чистяков, Анисимов, Никитин, Дунаевский, Яновский, Соловьев-Седой, Захаров, Хренников, Листов, Борисов, а также народные песни и танцы
-
7 ноября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л.)
Праздничный концерт
В программе: Александров, Носов, Симонов, Тихонов, Глинка, И. Штраус, Соловьев-Седой, Будашкин, Дунаевский, Безыменский, Калинина, Леви
-
17 января 1943
(афиша, рукописная книга)
Концерт фронтового коллектива
В программе: русские и украинские народные песни, солдатские, революционные песни
-
21 февраля 1943
(рукописная книга)
Концерт, посвященный 20-летию Рабоче-крестьянской Красной армии
В программе: Животов, Римский-Корсаков, Кочуров, Глазунов, Носов, Бородин, народные песни и танцы
-
30 мая 1943
(афиша, рукописная книга)
Литературно-музыкальный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда
(1703–1943)В программе: Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Гоголь, Чайковский, Блок, Шостакович, Маяковский, Гусев, Берггольц, Глух, Носов
-
28 августа 1943
(рукописная книга)
Концерт фронтового коллектива
Русские и украинские народные песни. Некрасов. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Красноармейские пляски
-
18 сентября 1943
(рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Сюита для оркестра № 1. Кантата «Москва»
-
25 сентября 1943
(рукописная книга с пометкой: программы 1000 экз.)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Мусоргский, Шопен, Бетховен, Римский-Корсаков, Бизе, Верди, Ардити, Хачатурян, Крейслер–Пуньяни, Глинка, Рахманинов, Маяковский, Джамбул
-
25 декабря 1943
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л.)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергКалинников. Симфония № 1. Глазунов. Торжественная кантата
-
29 января 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Митюшин, Панфёров, а также народные песни и пляски
-
2 апреля 1944
(рукопись и рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио, щиты)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Мусоргский, Кирсанов, Митюшин, а также народные песни и пляски
-
2 февраля 1947
10-й концерт 2-го абонемента сезона 1945–1946 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБерлиоз. Реквием
-
3 февраля 1947
3-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБерлиоз. Реквием