Персоны
Евгений Деммени
Биография
Деммени Евгений Сергеевич – артист и режиссер кукольного театра, создатель Театра марионеток, который сегодня носит его имя.
Источник изображения: artvestnikspb.ru
Читая биографии двух главных персонажей истории создания советского кукольного театра, понимаешь, что любовь к этому жанру нужно пронести с самого детства. По крайней мере, и Сергей Образцов – основатель Центрального театра кукол в Москве, и Евгений Деммени – создатель Театра марионеток в Ленинграде, мальчишками получили своих первых «перчаточных актеров» и разыгрывали представления перед родителями и друзьями. Для Евгения Деммени первым шагом к будущей профессии стал набор, купленный родителями во Франции в подарок сыну: Арлекин, Пьеро, Коломбина и прочие итальянские маски. Спустя долгие годы, в начале 1920-х, он увидит точно такой же набор кукол в «магазине случайных вещей» на Невском, купит его и поставит первый настоящий спектакль. Между детскими «играми в куклы» и этой постановкой Деммени успеет многое пережить.
О театральной сцене он мечтает с детства, но, родившись в дворянской семье чиновника Министерства Двора, по воле родителей начинает строить военную карьеру. Оканчивает Николаевский кадетский, а затем Пажеский корпус, воюет во время Первой мировой, и лишь демобилизовавшись в 1918-м, начинает работать над воплощением юношеской мечты. Любительские постановки, в которых играет Евгений, приближают его к профессиональной сцене: Деммени замечает Юрий Юрьев и приглашает его в новую труппу БДТ. Неизвестно, как бы сложилась судьба Деммени, а значит, и судьба всего «кукольного дела», если бы у него была возможность принять это предложение. Но его, кадрового военного, вновь призывают на фронт.
После окончания Гражданской войны Юрьев уже не вспоминает об актере-любителе, и Евгений устраивается техническим работником в ТЮЗ. Именно здесь он поставит первый «петрушечный» спектакль. Директор ТЮЗа Брянцев, посетив представление, предсказывает его автору большую судьбу и в 1925-м официально добивается разрешения на организацию Кукольного «Театра Петрушки» при ТЮЗе. А в 1930-м Деммени назначают директором Театра марионеток.
Евгений Деммени с детьми (предположительно, вторая половина 1930-х годов).
Источник изображения: artvestnikspb.ru
Для взрослой аудитории он ставит спектакли по Чехову, Гоголю, Шекспиру, для детских представлений специально пишут Евгений Шварц («Сказка о потерянном времени», «Кукольный город») и Самуил Маршак («Петрушка», «Кошкин дом»). Маршаку принадлежит и шуточное двустишие: «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки...»
Пьесы, созданные по заказу Деммени, часто «перекупает» его московский коллега и главный конкурент – Сергей Образцов. Их полемика отражается в статьях и книгах: Образцов вводит новый вид тростевых кукол, Деммени ставит для марионеток, но чаще остается верен «петрушечной» кукле. С куклами-перчатками он выступает и на эстраде.
Источник изображения: сайт Санкт-Петербургского гоударственного театра марионеток имени Е. С. Деммени demmeni.ru
В первый год блокады Театр Деммени продолжал работать в Ленинграде, артисты выезжали на фронт, давали передвижные спектакли в госпиталях, а в ноябре 1941-го сам Деммени впервые появился в сборном концерте в Большом зале филармонии. В 1942-м уцелевшую часть труппы все-таки эвакуируют из города. В пустующем здании в апреле 1942 года, по инициативе остававшихся в блокадном городе актеров и музыкантов, откроется Камерный зал филармонии. Некоторое время, уже после возвращения из эвакуации Филармонии и труппы Театра, спектакли и концерты идут в этом здании параллельно.
Источник изображения: сайт Санкт-Петербургского гоударственного театра марионеток имени Е. С. Деммени demmeni.ru
В ноябре 1944-го Евгений Деммени снова выступает в Большом зале. В его известном номере «Рапсодия Листа», поставленном еще до войны, филармоническая публика могла оценить нюансы, недоступные аудитории на других площадках: перчаточный «пианист» сбивается, начиная играть вместо 12-й рапсодии средний раздел из Рапсодии № 2. Пародия на выступление пианиста-виртуоза, наиболее уместная в филармоническом зале, возможно, была и в программах праздничных концертов, где фамилия Деммени часто значится среди участников, но названия его номеров не указаны. Показывал он здесь и другой популярный номер – «Акробатическое трио» – пародию на цирковое искусство. В последний раз Евгений Сергеевич вышел на сцену Большого зала в новогоднем концерте 1 января 1962 года. В театре он работал до последнего дня. А в 1990-е годы Театр марионеток получил его имя.
О. Р.
Евгений Деммени в роли генерала Петра Дмитриевича Святополк-Мирского в фильме "Герои Шипки", 1954 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Концерты
-
7 ноября 1941
(афиша с утратами)
Хоровой концерт
(программа не указана)
-
18 ноября 1944
(рукопись)
Закрытый концерт
В программе: Глинка, Бородин, Мусоргский, Глазунов, Александров, Оффенбах, Аста Галла, Лист, Хренников, Соловьев-Седой, Блантер, а также русские народные песни
-
25 января 1949
(рукописная книга)
Концерт для Союза работников высшей школы
В программе: Чайковский, Чайковский–Пабст, Аренский, Сюльвен, Островский, Рахманинов, Дворжак, Сарасате, Соловьев-Седой, Даргомыжский, Мусоргский, Шпаргель, Лепин, Дунаевский, Минкус, Ленч, Дыховичный, цыганский танец, акробатическое трио
-
8 ноября 1949
(рукописная книга)
Концерт артистов Ленинградской филармонии и Гостеатров
В программе: Шопен, Глиэр, Шолохов, Блантер, Чайковский, Карпов, Лист, Ларю, Маршак, Михалков, Пуччини, Марианашвили, Леонкавалло, Мошковский, Штраус, Даргомыжский, Прицкер, Носов
-
27 апреля 1954
(рукописная книга)
Сборный концерт
(программа не указана)
-
1 мая 1954
(рукописная книга)
Концерт артистов Гостеатров и филармонии
(программа не указана)
-
2 мая 1954
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
1 января 1956
(рукописная книга)
Новогодний концерт
(программа не указана)
-
1 января 1957
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: ариия и романсы, инструментальные пьесы, чтецкие номера, акробатический этюд
-
1 мая 1958
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
2 мая 1958
(рукописная книга, повторение программы 1 мая)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
1 января 1962
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтецкие номера, отрывки из драматических спектаклей