Персоны
Александр Люблинский
Биография
Люблинский Александр Александрович – пианист-аккомпаниатор.
В 1916 году Александр Люблинский начал учиться в знаменитой Петербургской гимназии Карла Мая. Единую трудовую школу окончил уже при советской власти, одновременно брал частные уроки по фортепиано. Учебу в Петроградском университете (1921–1924) Люблинский не завершил, отдав предпочтение музыке: параллельно в 1920–1925 он занимался в консерватории в фортепианном классе профессора Марии Николаевны Бариновой. Значительно позднее, в 1938-м, окончил аспирантуру у Самария Ильича Савшинского.
Работать Люблинский начинает в 1925 году – играет в кинотеатре «Спартак», выступает в концертах Общества камерной музыки, с 1931-го становится штатным пианистом и аккомпаниатором Ленгосэстрады, гастролирует по стране, выступая как солист с оркестрами Украины, Белоруссии, Западной Сибири, Северного Кавказа, преподает вокальный ансамбль и аккомпанемент в Центральном музыкальном техникуме, а в 1939–1950 и 1959–1975 (совместитель) работает в консерватории на кафедре камерного ансамбля и аккомпанемента.
О концертмейстерском мастерстве Люблинский читает лекции, пишет статьи. Его исследование «Теория и практика аккомпанемента. Методические основы» публикует в 1972 году Ленинградское отделение издательства «Музыка». Советы и рекомендации Люблинского основаны на солидном личном исполнительском опыте, в том числе и на сценах Ленинградской филармонии.
Впрочем, его дебютный концерт в Малом зале (ныне – Бетховенское фойе БЗФ), судя по всему, не был удачным. В филармонических архивах свидетельства о нем не сохранились. Но в рецензии, опубликованной в вечернем выпуске «Новой газеты» от 14 января 1926 года, автор высказывает дебютанту множество претензий. Приводим текст полностью:
КОНЦЕРТ А. ЛЮБЛИНСКОГО
(М. Зал Филармонии)
Концерт оставил двойственное впечатление.
С одной стороны, – пианист обладает широкими техническими возможностями, крепкой октавой, уверенным, веским ударом, известной музыкальной культурностью.
С другой стороны, – отсутствие мягкости в звуке, грубая трактовка исполняемого, какой-то оттенок общего безразличия и недостаточное владение динамическими средствами инструмента (отсутствие градаций в оттенках, форсирование звука).
Программа (впору самому Бузони!), слишком ответственна и потому невыгодна для начинающего артиста, при том, большинство исполненных вещей в подобном ‘’среднем’’ исполнении давно набили оскомину.
Хуже остального прозвучал Бах, что, быть может, об’ясняется молодостью пианиста. Его Бах не больше, чем хорошо выучен, и, по меньшей мере, не убедителен.
Хорошо удался пианисту четвертый из этюдов Паганини–Листа.
Общее впечатление – малоинтересный концерт, малоинтересный пианист.
Ю. В.
Справедливости ради стоит отметить, что стиль самого рецензента далек от совершенства. Но в ближайшие годы имя Люблинского на филармонической афише не появится.
В 1941-м командира взвода Александра Люблинского, потерявшего в бою правый глаз, комиссуют, и он, выписавшись из госпиталя, активно включается в музыкальную жизнь блокадного Ленинграда – преподает для оставшихся в городе студентов консерватории, выступает на радио, в концертах Ленгосэстрады и в Большом зале филармонии – впервые 2 мая 1942 года. Всего за время войны с участием Люблинского здесь пройдет 43 концерта, 31 из них – до снятия блокады. Он аккомпанирует певцам, артистам балета и оперетты, выступает с исполнением сольных пьес, 6 июля 1942-го исполняет с оркестром Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга концерт № 1 Листа.
После войны, с 1946 года, Александр Люблинский совмещает службу в консерватории с работой в Концертном бюро филармонии. В многочисленных сборных и праздничных программах он аккомпанирует скрипачам Илье Шпильбергу и Семену Шаку, но чаще всего певцам – Борису Фрейдкову, Ивану Нечаеву, Агнии Лазовской, Юлии Лордкипанидзе, Валентину Легкову, Надежде Вельтер, Виталию Кильчевскому…
Концертное бюро филармонии расформировывают после учреждения в октябре 1956-го Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения, куда к началу 1957-го переводят филармонических артистов. Здесь будет лежать и трудовая книжка Александра Люблинского.
В Большом зале он в последний раз выступит 18 апреля 1960 года на вечере, посвященном 90-летию Ленина. В концертах Малого зала участвует до 1969 года. Здесь 25 ноября 1953-го с певцами Иваном Нечаевым и Владимиром Андриановым он представляет премьеру поэмы Георгия Свиридова на слова Аветика Исаакяна «Страна отцов» (тогда под названием «Моя родина») для тенора, баса и фортепиано.
Малый зал Филармонии, концерт 25 ноября 1953 года: Иван Нечаев (тенор), Александр Люблинский (фортепиано), Георгий Свиридов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В филармонические программы Александра Люблинского в последние годы не приглашали, но до конца жизни он аккомпанировал в консерваторских концертах певцам, которые всегда прислушивались к советам мастера.
Биография А. А. Люблинского составлена на основе архивных материалов Петербургской консерватории. Благодарим за помощь доцента кафедры музыкальной режиссуры, сотрудника научной музыкальной библиотеки консерватории Селиверстову Наталью Борисовну.
И. Р.
Концерты
-
10 февраля 1939
Вокальный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов
Кира Георгиевна СемизороваВ программе: Чайковский, Моцарт, Брамс, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мясковский, Лист, Животов, Василенко, Лотти, Тома
-
17 мая 1942
(два варианта машинописи, отдельная рукопись и рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Глиэр, Римский-Корсаков, Шопен, Леонкавалло, Чайковский, И. Штраус, Дунаевский, Кальман, М. Твен, Бизе
-
18 мая 1942
(повторение программы 17 мая, машинопись)
Сборный концерт
В программе: Глиэр, Римский-Корсаков, Шопен, Леонкавалло, Чайковский, И. Штраус, Дунаевский, Кальман, М. Твен, Бизе
-
6 июля 1942
(рукописная книга, пометка: афиша разм. 1.5 л., плакаты, оповещение по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергМендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Бизе. «Арлезианка». Лист. Тарантелла. Массне. Ария из оперы «Вертер». Бизе. Романс Надира из оперы «Искатели жемчуга»
-
12 июля 1942
(машинопись, рукописная книга, афиша, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, плакаты)
Вечер классической оперетты
В программе: Штраус–Каменский, Стоггарт–Фримль, И. Штраус, Дунаевский, Кальман, Целлер, Александров
-
26 июля 1942
(машинопись, рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1.5 л., оповещение по радио, плакаты)
Концерт артистов балета Театра имени С. М. Кирова
Балет
-
22 августа 1942
(машинопись, рукописная книга)
Вечер арий, дуэтов и сцен из популярных оперетт
В программе: Сарасате, Фримль, И. Штраус, Логинов, Кальман, Оффенбах, Целлер, Краусс
-
23 августа 1942
(машинопись, рукописная книга)
Вечер артистов балета
В программе: Минкус, Рахманинов, Шостакович, Чайковский, Адан
-
30 августа 1942
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Крейслер, Обер, Логинов, Шопен–Глазунов, И. Штраус, Дунаевский, Логинов, Фримль, Целлер, Кальман, Краусс, Штраус–Грюнфельд, Мошковский
-
6 сентября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио, плакаты)
Концерт артистов Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова
В программе: Гуно–Лист, Тевелев, Верди, Глиэр, Нашэ, Чайковский, Пушкин, Бизе
-
17 октября 1942
(рукописная книга, пометка: без рекламы)
Закрытый сборный концерт для Ленжилуправления
В программе: Симонов, Жак, Будашкин, Соловьев-Седой, Безыменский, Цветков, И. Штраус, Делиб, Дунаевский, М. Твен, Чайковский, Кочуров, Бенацки–Фримль, Логинов, Планкетт, Александров
-
19 октября 1942
(рукописная книга)
Закрытый концерт для транспортного управления Ленгорсовета
В программе: Сарасате, Монти, Глинка, Голованов, Мошковский, Симонов, Кочуров, Бизе, Логинов, Бенацки–Фримль, Целлер
-
20 октября 1942
(рукописная книга)
Закрытый концерт для актива Куйбышевского района
В программе: Сарасате, Монти, Безыменский, Калинина, Бизе, Чайковский, Глинка, И. Штраус, Шолом-Алейхем, Жак, Соловьев-Седой, Логинов, Дунаевский, Александров
-
22 октября 1942
(рукописная книга, пометка: без рекламы)
Закрытый концерт для Отдела лесной промышленности
В программе: Симонов, Глинка, И. Штраус, Безыменский, Цветков, Жак, Верди, Минкус, Рубинштейн, Логинов, Дунаевский, Хренников, Александров
-
31 октября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Вечер артистов балета ГАТОБ’а им. Кирова
Наталия Сахновская и Роберт Гербек
В программе: Массне, Глинка, Римский-Корсаков, Годар, Бородин, И. Штраус, Рахманинов, Шопен, Пресман, Мошковский, Лекок
-
1 ноября 1942
(рукопись, машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Сборный концерт
В программе: Шопен, Римский-Корсаков, Лермонтов, Кайярман, Чайковский, Бизе, Сен-Санс, Калинина, Цветков, Шопен, Лист, Гуно, И. Штраус, Савельев, Оффенбах, Красев–Брандсбург, Кальман, Александров
-
7 ноября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л.)
Праздничный концерт
В программе: Александров, Носов, Симонов, Тихонов, Глинка, И. Штраус, Соловьев-Седой, Будашкин, Дунаевский, Безыменский, Калинина, Леви
-
8 ноября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша та же, что и на 7 ноября)
Праздничный концерт
В программе: Шекспир, Алябьев–Вьетан, Нашэ, Целлер, Дунаевский, И. Штраус, Шопен, Скрябин, Бизе, Носов
-
23 ноября 1942
(рукописная книга)
Закрытый смешанный концерт для дирекции телефонной станции
В программе: Некрасов, Рубинштейн, Чайковский, Речкунов, Безыменский, Дриго, Глинка, И. Штраус, Мошковский, Штраус–Годовский, Бизе–Каменский, Чесноков, Хренников, Дунаевский, Савельев, Оффенбах, Твардовский, Зощенко
-
25 декабря 1942
Организован Ленсоветом (машинопись, рукописная книга)
Закрытый концерт для огородников
В программе: Римский-Корсаков, Тихонов, Мошковский, Чайковский, Бизе, Листов, Безыменский, Калинина, Гузынин, Речкунов, Шопен, Асафьев, Кононенко, Арманд