Персоны
Татьяна Холмовская
Биография
Холмовская Татьяна Федоровна – меццо-сопрано, артистка хора Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского).
В поисках биографии Татьяны Холмовской авторы проекта не слишком рассчитывали на удачу: известным музыкантом она не была, работала хористкой Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского)… Однако полные сведения о певице неожиданно нашлись на сайте Рыбинского музея-заповедника, где хранятся и фотографии из личного архива семьи Холмовской.
Жизнь ее оказалась непростой. В восемь лет потеряв родителей, Татьяна стала воспитанницей Ярославского Ионафановского епархиального училища. На групповом портрете учениц четвертого класса (1916 год) – девочки с аккуратными косичками в строгой форме с белоснежными фартуками, позади них – портреты Николая II и императрицы Александры Федоровны. Сложно представить, что всего через год жизнь раскидает их по разным лагерям. В 1918-м бывшая воспитанница епархиального училища Холмовская становится «первой комсомолкой Рыбинска» (так подписана ее очередная фотография из архива – короткая стрижка, черный жакет, кепка), в 1919-м уходит добровольцем воевать за новую власть, в 1920-м избирается депутатом Казанского городского совета, в 1921-м возвращается в Рыбинск, где работает в местном отделении Пролеткульта, одновременно посещая занятия в музыкальной студии.
Переехав в 1923-м в Петроград, Холмовская тоже не связывает жизнь с музыкой. Служит на почтамте, в Клубе совторгслужащих, в кооперативе «Пролетарий» (само сочетание этих двух слов звучит сегодня довольно дико!) – везде заведует партийной инструкторской работой. Правда, в начале 1930-х Холмовской доведется поработать фрезеровщицей, но уже с 1933-го она – замдиректора Пединститута в Оренбурге, а с 1935-го – директор Оренбургского музыкального училища. Этот пост она потеряет в 1937-м, приобретя взамен статус «жены врага народа».
В партии Холмовскую восстановят довольно быстро, уже в 1938-м, но руководящих должностей она больше занимать не будет. Именно в 1938-м в ее жизни появляется постоянное место работы – ленинградский Театр оперы и балета им. Кирова. Здесь, в хоре, она прослужит долгие годы, до 1959-го, не считая перерыва на время блокады – в эвакуацию в Пермь (Молотов) Холмовскую с театром не берут.
В числе других оставшихся в Ленинграде артистов, хористка была отправлена в бессрочный отпуск, а 1 марта 1942 года, когда коллектив возобновил работу, ее вновь зачислили в труппу. 1, 5 и 19 июля 1942 года в Большом зале филармонии состоялось исполнение оперы Бизе «Кармен», в какой-то из этих дней Татьяна Холмовская пела партию Мерседес (основной исполнительницей была Мария Зюзина). Участвовала Холмовская и в спектаклях театра, а также работала в госпитале, тушила зажигательные бомбы, дежуря на крыше.
О событиях и людях тех лет Татьяна Холмовская оставила воспоминания. Они хранятся в архиве Мариинского театра, а фрагменты цитируются на различных информационных ресурсах. Вот всего пара отрывков из ее рукописи:
О событиях:
«19 сентября [1941] как всегда вечером пунктуально начался вражеский налет. Завыла сирена. И в 21.05 здание театра потряс взрыв. 250-килограммовая фугасная бомба попала в его правое крыло. От взрывной волны открылись все двери в зрительном зале и прилегающих коридорах. Массивный железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену. Чудесная мебель зрительного зала была почти полностью уничтожена. К счастью, красавица люстра несколькими днями ранее была демонтирована. Взрывной волной убит один из старейших работников театра Савелий Базаров (сторож театра. - Ред.). Серьезно ранен начальник пожарной охраны Владимир Дивов, мелкие ранения и контузии получили бойцы команды МПВО».
О людях:
«Летом 1942 г. у Екатерининского садика перед театром им. А.С. Пушкина ежедневно можно было наблюдать лежащую на асфальте исхудавшую, с свалявшейся и частично вылезшей шерстью собаку сенбернара, терпеливо ждущую подаяния от исхудавших и сердобольных жителей города. К тому времени в блокадном Ленинграде собак уже не было. И приходилось удивляться, как она сохранилась, и кто были ее хозяева, что делили с ней свой скудный паек. Мимо нее проходили блокадники, сами еле выжившие, с очень скромными кусочками своего дневного хлебного пайка. И надо было видеть этих людей, радовавшихся собаке, как своему близкому другу, удивляться их доброте и сочувствию, когда некоторые из них отрывали небольшой кусочек от своего скудного рациона и отдавали его чужой собаке. Так велико было сочувствие к попавшему в беду животному».
Холмовская Т. Воспоминания. 1976. Машинопись // Архив Мариинского театра.
После войны в качестве солистки выступать на больших сценах ей больше не доведется. Но в спектаклях Кировского/Мариинского театра хористка Холмовская будет петь еще 14 послевоенных лет. Жизненные перипетии не изменят ее верности партийным принципам, в 1969 году в театре провели торжественное собрание «в честь 50-летия пребывания Т. Ф. Холмовской в рядах КПСС».
О. Р.
Концерты
-
1 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
5 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
19 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении