Персоны
Мария Мержевская
Биография
Мержевская Мария Ивановна – меццо-сопрано.
В оперную труппу Театра имени Кирова (Мариинского) Марию Мержевскую приняли 30 сентября 1942 года. Где до этого работала певица, выяснить к моменту публикации не удалось, но известно, что высшего музыкального образования она к этому времени не имела: диплом консерватории Мержевская получит лишь в 1949-м в классе Софьи Преображенской, с которой нередко участвовала в совместных концертах и спектаклях во время войны.
Уже в ноябре 1942-го на блокадной премьере «Евгения Онегина», прошедшего на сцене Театра комедии в постановке
Евгения Студенцова и под управлением
Карла Элиасберга, Мержевская пела Ольгу, в очередь с
Марией Зюзиной. Она участвовала и в других спектаклях Городского театра, объединившего оставшихся в городе артистов, пела в концертах фронтовых бригад, выступала в Большом зале филармонии – дважды с
оркестром Радиокомитета и в двух сборных программах.
Мария Мержевская в роли Ольги в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Ленинград, 1942 год.
Источник изображения: mariinsky.ru
После войны Марию Мержевскую из театра уволили по сокращению штатов, она преподавала вокал в студии при Дворце культуры имени Кирова.
И. Р.
P. S.
В первоначальной версии биографии Марии Мержевской, открытой на историческом сайте филармонии, не было года ее смерти, только год рождения – 1920. Мы установили его, исходя из текста, размещенного в рубрике о блокаде под фотографией артистки на официальном сайте Мариинского театра: «На афише рядом с именами известных мастеров оперной сцены – Преображенской, Нечаевым, Легковым – стояло имя двадцатидвухлетней Марии Мержевской, зачисленной в труппу 30 сентября 1942 года».
Тема эта казалась закрытой. Но в 1986 году с Академическим симфоническим оркестром филармонии в Большом зале выступил скрипач Юрий Мержевский. Поиски информации о нем привели к выложенным в открытом доступе материалам XI Межрегиональной научно-практической конференции «От семьи и рода – к единству нации» (Москва, 2019), среди которых – доклад Николая Ясуловича. В докладе указаны год рождения дочери певицы Киры Мержевской (1934), имена и род занятий трех ее сыновей, перебравшихся вместе с матерью в США, а также годы жизни Марии Ивановны Мержевской, в девичестве Ясулович: 1910–1995.
Концерты
-
18 сентября 1943
(рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Сюита для оркестра № 1. Кантата «Москва»
-
22 января 1944
(рукописная книга, афиша)
Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов
-
28 января 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт для колхозов и совхозов Ленинградской области
В программе: Четвериков, Глинка, Брамс, Мейербер, Щербачев, Хренников, Вайтман, Хагер, Симонов, Адан, Чайковский, М. Твен, Чехов, Чишко, Василенко, Лекок, Андреев, Нашэ, Рахманинов, Листов
-
9 марта 1944
(афиша)
Вечер балета
Наталия Сахновская и Роберт Гербек(программа не указана)
-
18 марта 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1 альбом. лист, объявление по радио, программа, пригласит. билеты)
Первый юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова
Дирижер – Карл ЭлиасбергРимский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка». Арии из опер «Царская невеста» и «Садко». Прелюдия-кантата «Из Гомера». Музыкальная картина «Садко». «Сеча при Керженце». «Испанское каприччио»
-
24 марта 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт для отдела местной промышленности Исполкома Ленсовета
В программе: Чайковский, Айвазян, Поппер, Римский-Корсаков, Миклашевская, Будашкин, Рубинштейн, Станюкович, Зощенко, Хренников, Фримль, Хагер, Терентьев, Фрадкин, Соловьев-Седой, Янет, Кальман, Арманд