Персоны

Яков Розенштейн

1887–1946
Худ. Татьяна Цырлина
Яков Розенштейн

Биография

Розенштейн Яков Абрамович – дирижер, виолончелист.

В 1912 году Яков Розенштейн окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели профессора Эмиля-Фридриха Гербека и поступил в штат оркестра Императорского Мариинского театра. Здесь он проработает до революции – последний спектакль с участием виолончелиста пройдет в феврале 1917-го.

Сумятицу Гражданской войны музыкант предпочитает переждать подальше от столичных городов. В 1918 году он окажется в Екатеринодаре. Город несколько раз переходит от «белых» к «красным» и обратно, но именно в это время здесь удастся создать на базе местного музыкального училища консерваторию, а Розенштейн станет ее директором.

В 1923-м виолончелист перебирается в Харьков (тогдашнюю столицу Украины). Здесь работает в оперном оркестре под управлением Николая Малько и со временем начинает дирижировать отдельными спектаклями. Параллельно Розенштейн преподает виолончель в Музыкально-драматическом институте, а с 1927-го становится одним из первых педагогов открытого здесь дирижерского факультета. Но главное, с 1926 года Яков Розенштейн начинает работу по организации нового симфонического оркестра, впоследствии – Всеукраинского оркестра радиокомитета. В 1929–1931 он занимает пост художественного руководителя коллектива. Именно в этот период музыкант появляется и за пультом Ленинградского филармонического оркестра.

В апреле 1931 года Яков Розенштейн дает три концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Первую программу дирижер целиком посвящает украинской музыке, в двух других вечерах звучат Бетховен, Берлиоз и Бизе. Этот опыт сотрудничества с Филармоническим оркестром окажется единичным.

С 1934 года Яков Розенштейн становится директором Республиканской филармонии Украины, а с 1935-го – штатным дирижером Киевского театра оперы и балета. Здесь под его управлением идут классические и украинские современные оперы. Вместе с труппой во время войны он оказывается в Иркутске, где продолжает интенсивно работать. С театром музыкант успеет вернуться в освобожденный Киев, но мирную жизнь застанет ненадолго: в 1946-м Розенштейна не станет.


Концерты

  • 29 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт из произведений Авенира Генриха Монфреда

    В программе: Монфред (без указания произведений)

  • 4 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Яков Розенштейн

    Борисов. «Кармелюк». Рыбальченко. «Украинада». Коляда. Музыка к поэме «Гаврилиада». Мейтус. «На Днепрострое»

  • 7 апреля 1931

    Культпоход пионеров (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Яков Розенштейн

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Бизе. Увертюра, три антракта и ария Эскамильо из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты «Арлезианка». Берлиоз. Ракоци-марш

  • 8 апреля 1931

    Культпоход комсомола (машинопись)

    Сборный концерт
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Яков Розенштейн

    Бизе. Увертюра, три антракта, арии, Фарандола из оперы «Кармен». «Арлезианка». Сборная программа




Другие материалы

Николай Рихтер

Николай Рихтер

Фортепиано 1879–1944
Георгий Амосов

Георгий Амосов

Гобой 1883–1970

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»