Персоны

Ирина Масленникова

1918–2013
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ирина Масленникова

Биография

Масленникова Ирина Ивановна – певица, колоратурное сопрано.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыке Ирина Масленникова начала учиться в детстве – папа, профессор математики, считал, что девочка из дворянской семьи обязана уметь играть на фортепиано. Фортепианные сборники 17-летняя Масленникова пришла купить в киевский нотный магазин и увидела обложки оперных арий. Так началась ее дорога к оперной сцене. Киевское музыкальное училище она окончит по двум специальностям, а в 1938-м поступит в консерваторию. На третьем курсе, в 1941 году, Масленникову принимают в стажерскую группу Киевского оперного театра, с которым она эвакуируется в Уфу. Здесь и началась активная сценическая жизнь молодой певицы – концертные выступления, шесть новых партий в оперных постановках. Фактически уфимский опыт заменил Масленниковой оставшиеся годы учебы, диплом Киевской консерватории она получает экстерном в 1943-м, будучи уже солисткой Большого театра.

Московский период биографии Масленниковой начался с ее решительного поступка: в 1943 году, оказавшись в Москве, она пришла к Самуилу Самосуду в Большой театр (основная труппа была еще в эвакуации) и сказала: хочу у вас работать. Исполнила на прослушивании арии Джильды и Розины, а в декабре 1943-го была зачислена в труппу. И в дальнейшем судьбу певицы определял не только ее несомненный талант, но и отчаянная смелость: когда ее спрашивали, есть ли у нее в репертуаре та или иная партия, она всегда отвечала «да».

Так было в 1944 году и со «Снегурочкой», партию которой она никогда прежде не пела. Леля в спектакле исполнял Сергей Лемешев. 12 ноября 1944-го у них родилась дочь. А в январе 1946-го Лемешев и Масленникова дают два совместных концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. С 1949 года Ирина Масленникова выступает здесь уже одна (брак с Лемешевым официально продлится до 1950 года). С оркестром она будет петь лишь в двух программах – под управлением Александра Гаука (1953, ЗКР) и Карла Элиасберга (1955, СО). Но с 9 июня 1949-го до 3 декабря 1959 года в Большом зале состоятся десять сольных концертов певицы. Еще два состоятся в Малом зале имени Глинки. В ее программах – оперные арии, песни Моцарта, Бетховена, Шуберта, русские старинные романсы, романсы Глинки (монографический вечер 20 мая 1954-го), Чайковского, Рахманинова, а еще Лист, Григ, Шоссон, Дебюсси, Равель.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из Большого театра Ирина Масленникова уходит рано, в 1960 году. Вспоминая причины, по которым оставила сцену в 42 года, артистка называет интриги. Хотя в это время главным режиссером театра был ее второй муж, Борис Александрович Покровский. Без дела энергичная Масленникова не остается. Еще с 1956-го она преподает на вокальном факультете ГИТИСа, в 1974-м переходит работать в Московскую консерваторию, а в 2002-м получает приглашение преподавать в Центре оперного пения Галины Вишневской.

В 1972 году Борис Покровский открывает свой Камерный театр, Ирина Масленникова становится соратником и верным помощником мужа. Для театра она делает переводы на русский язык либретто пятнадцати опер: от Георга Телемана («Пимпиноне») и Паизиелло («Севильский цирюльник») до Курта Вайля («Семь смертных грехов») и Бриттена («Давайте ставить оперу»).

Пишет она по просьбе Мстислава Ростроповича и собственное либретто, на которое Владимир Тарнопольский сочиняет фарс «Ох, эти русские… или Волшебный напиток». Спектакль ставит в Эвиане (Франция) Борис Покровский, премьерой 27 мая 1993 года дирижирует Ростропович. Стоит ли подчеркивать, что дебютанту-либреттисту Ирине Масленниковой через неделю после премьеры исполнится 85 лет!

Вот как о начале работы вспоминает композитор Тарнопольский:

«В 1992 г. я находился где-то на гастролях в Австрии и совершенно неожиданно мне в гостиницу позвонил... Ростропович, с которым я, естественно, не был знаком. Он говорил со мной так, будто мы, старые знакомые, расстались только вчера. Он сказал, что хочет заказать мне оперу и либретто передаст мне Ирина Масленникова. Когда я, получив либретто, с трепетом открыл какую-то случайную страницу из середины толстой бумажной стопки, то первая же прочитанная мною фраза вызвала у меня шок. Текст был такой (цитирую): "– Ах ты халда, курва старая..." ну и т.д.

Сам сюжет показался мне тогда, в 1992, просто диким – какие-то мафиози из Петербурга выдают себя за потомков известного дворянского русского рода и приезжают в Эвиан с фальшивыми документами о том, что они являются собственниками знаменитых эвианских источников. Их вроде бы разоблачают и арестовывают, но оказывается, что и разоблачители – тоже бандиты. Наконец, приходит настоящая полиция и справедливость торжествует. Потом я узнал, что сюжет с Эвианской водой возник потому, что в Эвиане один из друзей и спонсоров Ростроповича – Антуан Рябу – специально для фестивалей маэстро построил замечательный концертный зал (из дерева!) на открытом воздухе. И, конечно же, Ростропович захотел устроить своего рода розыгрыш.

Масленникова назвала проект своей сатирической оперы "Ох, эти русские…". Но мне совсем не хотелось тогда писать пародию на Россию. Хотя спустя несколько лет я понял: то, что мне казалось в либретто диким в 1992, было абсолютным соответствием нашей тогдашней реальности. Но я добавил в либретто целый новый пласт – кроме бандитов в Эвиан приезжает еще и некий питерский оркестр, репетирующий оперу "Волшебный напиток". И артисты оркестра тоже становятся участником действия. Этот пласт дал мне возможность написать не только саркастически-пародийные сцены, но и условно-лирические, и вообще как-то связать сценарий с музыкой. Я совсем не был уверен, что Масленникова, чей железный характер был всем известен, примет мой вариант либретто, но во время дискуссии в парижской квартире Ростроповича Вишневская увела свою подругу от споров в другую комнату и та махнула рукой».

Ирины Масленниковой не станет за неполных четыре месяца до 95-летия. В двух интервью для авторской программы Владимира Молчанова «Рандеву с дилетантом», вышедших на радиостанции «Орфей» в 2012 году, поражают не только рассказы Ирины Александровны о далеких событиях, свидетелем и участником которых была артистка, но и цепкость ее памяти, а главное – неиссякаемая энергия и интерес к жизни.

И. Р.


Концерты

  • 28 января 1946

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Солисты Большого театра СССР
    Ирина Масленникова и Сергей Лемешев

    В программе: Верди, Венявский, Массне, Обер, Векерлен, Гуно, Глинка, Римский-Корсаков, Варламов, Булахов, Шишов, Тома, Лист

  • 29 января 1946

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Солисты Большого театра СССР
    Ирина Масленникова и Сергей Лемешев

    В программе: Глиэр, Заранек, Чайковский, Римский-Корсаков, Гурилев, И. Штраус, Шуберт, Шишов, Векерлен, Гуно, Верди

  • 31 января 1946

    (без афиши, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Скрябин, Брамс, Мериканто, Мопассан, Глинка, Варламов, Векерлен, И. Штраус, Шопен, Шуберт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шишов

  • 9 июня 1949

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов, Раков, Спадавеккиа, Бах, Моцарт, Гуно, Глинка, Векерлен, Массне, Штраус

  • 20 октября 1949

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Римский-Корсаков, Василенко, Косенко, Надеенко, Спадавеккиа, Бах, Моцарт, Гуно

  • 9 апреля 1951

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Глиэр, Шуберт, Обер, Григ, Россини, Делиб, Пьерне, Векерлен, Надененко, Варламов

  • 19 января 1953

    Вечер оперной музыки
    Дирижер – Александр Гаук

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Моцарт, Пуччини, Николаи, Массне, Обер

  • 20 мая 1954

    3-й концерт 2-го абонемента

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    Глинка (к 150-летию со дня рождения)

  • 13 января 1955

    Симфонический концерт

    Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Римский–Корсаков. Арии из опер. Испанское каприччио.

  • 14 января 1955

    (повтор программы 13 января)

    Симфонический концерт

    Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Римский–Корсаков. Арии из опер. Испанское каприччио.

  • 17 апреля 1955

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе:т Бетховен, Моцарт, Лист, Кампра, Гуно, Чайковский, Шаминад, Массне, Дебюсси, Госсек, Пуччини, Буратти, Равель, Бизе, Штраус

  • 9 апреля 1956

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шоссон, Дебюсси, Равель, Госсек, Массне, Рубинштейн

  • 15 февраля 1957

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова
    Глинка (к 100-летию со дня смерти)

    Глинка. Романсы. Чайковский. Романсы

  • 2 ноября 1957

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Бах, Бетховен, Шуберт, Моцарт, Рахманинов, Пуччини, Дебюсси, Шаминад, Хачатурян, Кабалевский, Григ, Сибелиус, Мериканто

  • 30 ноября 1958

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Булахов, Аренский, Прокофьев, Кабалевский, Римский-Корсаков, Верди, Монюшко, польская народная песня

  • 3 декабря 1959

    Вокальный вечер
    Ирина Масленникова

    В программе: Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Левина, Василенко, Власов, Шоссон, Шаминад, Дебюсси, Равель, Бизе, Гуно, Массне, Госсек, Надененко




Другие материалы

Александр Мазаев

Александр Мазаев

Актер 1898–1971
Валентин Янцат

Валентин Янцат

Артист 1905–1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»