Персоны
Вера Часовенная
Биография
Часовенная Вера Васильевна – пианистка, солистка оркестра Большого театра.
Вера Часовенная называет себя «внучкой Мариинского театра» – родилась она в поезде на подъезде к Перми, куда в самом начале войны эвакуировали труппу, в которой ее бабушка Софья Мирович работала репетитором по вокалу. Преподавала Софья Михайловна и в консерватории, где одной из ее воспитанниц была Антонина Григорьева (будущий педагог Елены Образцовой). Ее муж, Григорий Михайлович Бузе, услышав маленькую Веру, сказал, что девочке нужно обязательно заниматься музыкой. После возвращения из эвакуации Вера Часовенная поступает в класс Бузе сначала в 10-летку – именно тогда, как дошкольница и первоклассница, она выступит в отчетных концертах школы в Большом зале филармонии, а затем в консерваторию и аспирантуру. Здесь у нее прекрасные учителя – по камерному ансамблю – Фелиция Фондаминская, по концертмейстерскому мастерству – Софья Вакман. А еще аспирантка Часовенная работает концертмейстером в классе Мстислава Ростроповича, называя его одним из самых главных наставников в своей жизни: 9 мая 1966 года она аккомпанирует в Большом зале на вечере Оркестра виолончелистов, созданного музыкантом.
Фото – Кирилл Кузьмин.
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
Завершив учебу, Вера Часовенная будет преподавать в Училище имени Римского-Корсакова. Ленинградский период ее жизни закончится в 1977 году: Часовенная переезжает в Москву и становится солисткой-пианисткой Большого театра, где работает и по сей день. Но ансамблевому музицированию не изменяет – играет в дуэтах и трио, в 1979–1991 работает в созданном виолончелистом оркестра Александром Ивашкиным Ансамбле солистов Большого театра под управлением Александра Лазарева. Этот Ансамбль получил международное признание, гастролировал по миру. В начале 1980-х планировал выступить в Большом зале. В программе, кроме прочего, стояла музыка балета Альфреда Шнитке «Желтый звук» по Кандинскому. Афиши Филармония, прежде чем напечатать, заверяла тогда в Управлении культуры, сотрудники которого, вероятно, сигнализировали в Горком партии, а оттуда последовал звонок с требованием либо заменить программу (уж слишком большими раздражителями были имена Шнитке и Кандинского), либо снять концерт. Длительная переписка Филармонии с московскими музыкантами (а это были бумажные, отправленные по почте, письма) компромиссом не завершилась, и Ансамбль не приехал. Вполне вероятно, что Вера Часовенная еще играла на нашей сцене в составе оркестра Большого театра, но после 1966 года ее имя на филармонических афишах не появлялось.
Источник изображения: classicalmusicnews.ru
В начале 1970-х в Малом зале имени Глинки начнет играть двоюродный брат Веры Часовенной Виктор Высоцкий – тогда еще школьник, а сейчас пианист, композитор и оперный режиссер.
И. Р.
Концерты
-
27 апреля 1947 (днем)
(рукописная книга с пометкой: «Аренда помещений»)
Концерт музыкальной Школы-десятилетки
В программе: Майкапар, Шостакович, Гайдн, Чайковский, Лядов, Прокофьев, Шопен–Глазунов, Дранишникова, Кюи, Хачатурян, Римский-Корсаков, Шопен, Паганини–Вильгельми, Скрябин, Глазунов, Сен-Санс, Корелли
-
9 мая 1948
Отчётный концерт Музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской Государственной консерватории
В программе: Шуберт, Мендельсон, Гречанинов, Котляревский, Чайковский, Лемуан, Гайдн, Рахманинов, Бетховен, Бизе
-
12 апреля 1964
Концерт студентов вокального факультета Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Кабалевский, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Гуно, Бах, Даргомыжский, Прокофьев, Верди, Тости, Левина, Доницетти, Молчанов, Балакирев, Верди, Кочуров, Моцарт, Новиков, Григ
-
9 мая 1966
Творческий вечер Оркестра виолончелистов
В программе: Куперен, Тартини, Моцарт, Гендель, Салманов, Голубев, Глазунов, Вила-Лобос, Казальс