Персоны

Роман Матсов

1917–2001
Роман Матсов в Ленинградской филармонии в день концерта 15 октября 1950 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Роман Матсов

Биография

Матсов Роман Вольдемарович – эстонский дирижер.

Роман Матсов родился в Петрограде. О своей семье он рассказывает в интервью так (ссылка см. ниже):

«Я по национальности эстонец. Мой отец с немецкой кровью, немножечко с шведской, а мама наполовину русская и наполовину эфиопка. Была певица. … Я помню, что в семье родителей в эстонско-немецко-эфиопско-русском доме было три языка общения: эстонский, немецкий и русский».

Столь же многонациональным было и образование Матсова: он учился в Таллинской консерватории (семья переехала в Таллин в 1920-е годы) по классу фортепиано Артура Лембы и по классу скрипки Иоганна Паулсена, в 1939-м занимался на летних исполнительских курсах у выдающихся музыкантов – пианиста Вальтера Гизекинга и скрипача Георга Куленкампфа, в учебном году 1940–1941 совершенствовался в Ленинградской консерватории у Самария Савшинского (фортепиано) и Иоанесса Налбандяна (скрипка).

Летом 1941-го Роман Матсов добровольцем уходит на фронт. Его родители эмигрировали из Эстонии с приходом туда советской власти, но воевать он пошел в чине младшего лейтенанта Красной армии. Сам Матсов вспоминает, что после увиденных в Германии 1939 года нацистских маршей не мог не пойти воевать против Гитлера. В конце осени 1941-го он получает тяжелое ранение в плечо, руку сшивают заново в ленинградском блокадном госпитале, но она остается практически не действующей, об исполнительской карьере приходится забыть. После длительного лечения его в 1943-м отправляют в Ярославль, создавать из эвакуированных сюда эстонских музыкантов симфонический оркестр. Так Матсов, не имея никакого дирижерского опыта, впервые становится за дирижерский пульт.

В 1946 году, уже из Таллина, он приезжает на Всесоюзный смотр молодых дирижеров и получает из рук председателя жюри Дмитрия Шостаковича диплом лауреата второй премии (делит ее с Арвидом Янсонсом). Фотографии лауреатов публикует советская пресса, из нее родители Романа Матсова, потерявшие с ним связь, узнают о судьбе сына.

Концерт 15 октября 1950 года. Большой зал филармонии, оркестр ЗКР, дирижер Роман Матсов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Складываться она будет непросто: у дирижера сложный характер, обостренное чувство справедливости, независимость вкусов и суждений. Она отражается уже на его конкурсной программе, в которой, кроме вступления к «Хованщине» и симфонии № 4 Брукнера (это уже вызов, Брукнер есть лишь в репертуаре Мравинского, который был членом жюри, и Зандерлинга), есть Скрипичный концерт Эдуарда Тубина, эмигрировавшего из Эстонии в 1944 году накануне прихода советских войск. Каким-то образом, возможно, по недосмотру, сочинение было пропущено на конкурс. Но не исключено, что его исполнение стало причиной отсутствия Матсова в заключительном концерте лауреатов, прошедшем 23 июля. Формулировка «Матсов заболел», стоящая в машинописной программке, впоследствии не раз появиться в жизни дирижера, которого не будут выпускать на гастроли за рубеж (только изредка в соцстраны), которому будут указывать из центральной прессы, как играть Бетховена и как формировать репертуар. С этим были проблемы, идеологические запреты на Матсова не действовали. В качестве главного дирижера Симфонического оркестра Эстонского радио и телевидения (1950–1963) он выбирал в программы то, что хотел. А, помимо близких ему Вагнера, Бетховена, Чайковского, это были духовные сочинения Баха, Генделя, современная музыка – западная и отечественная. Матсов становился первым исполнителем в Эстонии, а иногда и в СССР, некоторых сочинений Стравинского, Шенберга, Веберна, представлял премьеры эстонцев Ряэтса, Пярта. Важнейшим композитором для него оставался Дмитрий Шостакович. Матсов был первым в СССР, кто исполнил Восьмую симфонию композитора 14 мая 1956 года после многолетнего перерыва, когда в ответ на Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба В. Мурадели» от 10.02.1948 симфония была фактически изъята из репертуара. Вопреки всем запретам он представил таллинцам в 1967-м и 13-ю симфонию Шостаковича, а Дмитрий Дмитриевич, приезжая в Таллин, был непременным гостем семьи Матсовых.

Роман Матсов в концерте 8 декабря 1962 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

8 декабря 1962 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыканты, которым довелось работать с Матсовым, вспоминают о его крутом нраве: не случайно его кумирами были дирижеры авторитарного типа – Фуртвенглер и Мравинский. Но больше помнят о его бесконечной преданности музыке, нетерпимости к любому национализму и абсолютном бескорыстии.

После ухода с поста главного дирижера Матсов преподает в Таллинской консерватории, гастролирует и продолжает выступать с Эстонским симфоническим оркестром. Последний раз он встанет за дирижерский пульт этого коллектива в 1997 году на концерте, посвященном своему 80-летию. 5 мая 2017 года Национальный симфонический оркестр Эстонии (этот статус получил после 1991 года) дал в Таллине концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Романа Матсова, дирижировал Николай Алексеев, который в 2001–2010 был главным дирижером коллектива.

Обретение Эстонией независимости Роман Вольдемарович Матсов воспринял с энтузиазмом, но преданность русской культуре сохранил до конца дней.

В Ленинградскую филармонию его приглашали не часто. Первый после конкурса концерт с программой из Чайковского состоялся в апреле 1947 года. В дальнейшем он появлялся здесь на один–два концерта с перерывами – в 1950, 1955, 1962, 1969, 1971, 1972 годах. Выступает Матсов в основном с Заслуженным коллективом, реже – с Симфоническим оркестром. В его программах – симфонии Бетховена (№ 5, № 8), Шостаковича (№ 5), студенческое додекафонное сочинение Арво Пярта «Некролог» (1962). Но главное место в ленинградском репертуаре Романа Матсова занимают кантатно-ораториальные сочинения: под его управлением звучит Торжественная месса Бетховена (1962, 1971), Реквием Моцарта (1969 – дважды, 1971), оратория Гайдна «Сотворение мира», которую исполняют солисты, Симфонический оркестр филармонии и Капелла имени Глинки 30 июня 1972 года.

После этого концерта Роман Матсов приезжает в Ленинград спустя почти 20 лет: в 1991-м он работает в составе жюри Первого международного конкурса дирижеров имени Прокофьева, а 11 и 12 мая дает концерты в Большом зале. Кроме сочинений Генделя (здесь он играет на чембало) и Михаэля Гайдна, в которых солируют музыканты Заслуженного коллектива, дирижер включает в программу, впервые после Смотра 1946 года, симфонию Брукнера, на сей раз Девятую.

Тогда же он пишет в «Золотой книге» (публикуется впервые):

«Прославленный оркестр засл[уженный]. колл[ектив]. Л-дск[ой]. филармонии, примите мой привет из соседней Эстонии. Я вас всех благодарю за наше краткое бдение, чтобы обнять эту удивительную высокой духовности 9-ю симфонию Брукнера и за concerto grosso Handel’я тоже.
Еще раз спасибо.
Ваш Roman Matsov
11 12 мая 1991 г.
PS. Мне очень пришлись по душе мои солисты Сережа [Сергей Довгалюк] и Максим [Максим Игнатьев]. Такие молодцы!!».

Дирижер вернется к оркестру уже в июне 1994-го, оперные арии в программе исполнит его дочь – сопрано Натали Матсов. Для симфонической части вечера Роман Матсов выбирает сочинения, никогда не появлявшиеся в его филармоническом хронографе – Третью симфонию Бетховена и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского. Не исполнял он прежде в Большом зале Дебюсси и Равеля, прозвучавших в концерте с Академическим симфоническим оркестром 19 января 1997-го. В этом же году, 4 июня, в день рождения Евгения Александровича Мравинского, 80-летний маэстро выступит с Заслуженным коллективом, завершив вечер Четвертой симфонией Чайковского – ее он исполнял в своем первом после конкурса концерте 30 апреля 1947 года.

Так замкнется петербургский сюжет биографии Романа Матсова.

И. Р.


Концерты

  • 20 июля 1946

    Второй тур смотра молодых дирижеров
    V концерт
    Дирижер – Роман Матсов (Таллин)

    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Тубин. Концерт для скрипки с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 23 июля 1946

    (машинопись)

    Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
    Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль Гусман

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»

  • 30 апреля 1947

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Роман Матсов

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Дуэт «Ромео и Джульетта». Симфония № 4

  • 15 октября 1950

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Роман Матсов

    Бетховен. Симфония № 8. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

  • 24 февраля 1955

    4-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт

    Гендель. Кончерто гроссо № 10 ре минор. Вебер. Концерт для фагота с оркестром. Шостакович. Симфония № 5.

  • 27 мая 1962

    6-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Роман Матсов

    Пярт. «Некролог». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 5

  • 8 декабря 1962

    Бетховен. Торжественная месса
    Дирижер – Роман Матсов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 9 декабря 1962

    (повтор исполнения 8 декабря)

    Бетховен. Торжественная месса
    Дирижер – Роман Матсов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 16 февраля 1969

    4-й концерт 8-го абонемента

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Дирижер – Роман Матсов

    Моцарт. Реквием

  • 12 марта 1969

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Роман Матсов

    Моцарт. Реквием

  • 11 июня 1971

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Роман Матсов

    Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром. Месса до мажор

  • 7 декабря 1971

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Роман Матсов

    Моцарт. Реквием

  • 30 июня 1972

    7-й концерт 7-го абонемента

    Гайдн. «Сотворение мира»
    Дирижер – Роман Матсов

    Гайдн. Оратория «Сотворение мира»



Роман Матсов

Роман Матсов

Дирижер 11-12 мая 1991



Другие материалы

Марк Комиссаров

Марк Комиссаров

Скрипка 1928–1992
Зинаида Мачан

Зинаида Мачан

Балерина ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»