Персоны

Константин Симеонов

1910–1987
Константин Симеонов в Ленинградской филармонии в день концерта 26 мая 1948 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Константин Симеонов

Биография

Симеонов Константин Арсеньевич – дирижер.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Константин Симеонов родился на Волге, в деревне Тверской губернии, но главные события в его жизни были связаны с Ленинградом и Киевом.

В Петроград он приезжает восьмилетним мальчиком – отец посылает Константина вместе с братом учиться в Училище при бывшей Придворной певческой капелле. Здесь Симеонов проведет десять лет (с 1918 по 1928 годы), затем несколько лет будет работать как ассистент главного дирижера хора Капеллы Михаила Климова. В то же время Симеонов мечтает о симфонической карьере, и, по его собственным воспоминаниям, этой мечте он был обязан концертам главного дирижера Ленинградской филармонии Александра Гаука. К нему в консерваторский класс Симеонов и поступает в 1931 году, а после отъезда Гаука в Москву окончит курс уже у Ильи Мусина. В годы учебы в консерватории Симеонов, проходя обязательную практику в Оперной студии, впервые дирижирует «Пиковой дамой». Впоследствии эта опера станет его «визитной карточкой» и в Киевском театре, и в ленинградском Театре им. Кирова (Мариинском). Но сразу после выпуска Симеонова назначают дирижером Симфонического оркестра Карельского радио, а предвоенные годы он проводит за пультом Оркестра Белорусской филармонии в Минске.

В июне 1941-го Симеонов уходит добровольцем на фронт. В письмах жене сетует на незнание техники и неумение обращаться с оружием, выражает надежду на то, что скоро научится. Переписка почти сразу обрывается: Сименов попадает в окружение, а затем – в нацистский концлагерь Ламсдорф. Сначала он сумеет организовать здесь вокальный ансамбль, разучивая с другими военнопленными русские песни. Но потом дирижера отправляют на общие работы в каменоломни, а в 1945-м после попытки побега, переводят в другой лагерь в Альпах. Здесь, изможденный непосильной работой, больной тифом, Симеонов дождется прихода советских войск. Полуживого, его находят среди трупов.

ID=1

Как известно, многие военнопленные после победы сменили немецкие лагеря на советские. Но Симеонову судьба дала новый шанс. Он не только вернулся в профессию. Уже в 1946 году в Ленинграде на Смотре дирижеров Константин Симеонов получает первую премию. Всё это стало возможным лишь благодаря главному режиссеру Киевского театра оперы и балета Николаю Смоличу. За несколько месяцев до конкурса Смолич, в театре которого уже работала жена Симеонова, предложил Константину Арсеньевичу встать за дирижерский пульт во время репетиции «Пиковой дамы», якобы случайно заменив другого дирижера. Смолич знал, что с партитурой этой оперы Симеонов не расставался даже на послевоенных допросах в НКВД. После прогона последнего акта певцы и музыканты устроили дебютанту овацию, а Смолич предложил Симеонову работу в театре и сразу же рекомендовал его к Смотру дирижеров в Ленинграде.

Второй тур конкурса проходит в Большом зале филармонии в формате открытого концерта для публики. Так имя дирижера впервые появляется на филармонической афише. Симеонов представляет Пятую симфонию Бетховена, Вариации на тему рококо с виолончелистом Яковом Слободкиным, исполняет увертюры Кабалевского («Кола Брюньон») и Вагнера (к опере «Тангейзер»). Через неделю на заключительном концерте дирижирует первой частью «Манфреда» Чайковского.

В газетной заметке по итогам конкурса председатель жюри Дмитрий Шостакович пишет:

«Значительный дирижерский талант обнаружил К. Симеонов – воспитанник Ленинградской консерватории, работающий ныне в Киеве. Он произвел большое впечатление своим горячим темпераментом и глубоким пониманием исполняемых сочинений» («Правда». 26 июля 1946).

Сохранилась фотография, на которой Шостакович вручает Симеонову диплом лауреата I премии Смотра. С этого момента начнутся долгие дружеские отношения дирижера и композитора. Известно, что именно постановку Симеонова оперы «Катерина Измайлова» (1965) в Киеве Шостакович считал лучшей. В 1966 году на съемках фильма-оперы с Галиной Вишневской в роли Катерины дирижировал именно Симеонов.

Дмитрий Шостакович вручает Константину Симеонову диплом лауреата I премии Смотра дирижеров в Ленинграде, 1946 год. Большой зал Ленинградской филармонии.
Источник изображения: spb-tombs-walkeru.narod.ru

После победы на конкурсе Константин Симеонов часто появляется в Большом зале. Меняются его должности: в 1949–1957 он работает с Государственным симфоническим оркестром УССР (вместе с Натаном Рахлиным), с которым в 1952-м дает один концерт в Большом зале, затем до 1961 года является главным дирижером оркестра Украинского радио, но в Ленинграде почти всегда выступает с филармоническим Заслуженным коллективом. В его программах нередко появляются солисты-инструменталисты: Галина Баринова, Михаил Вайман, Даниил Шафран, Надежда Голубовская, Григорий Соколов…

В оттепельные 1960-е Константин Симеонов возвращается в Киевский оперный театр. Ставит здесь советские оперы, но больше – русскую классику: Чайковского, Бородина, «Хованщину» Мусоргского (с этого спектакля начнется слава молодого художника Давида Боровского, которого именно Симеонов привлекает к театральной работе). А в сезоне 1964/1965 дирижер выезжает на зарубежные гастроли с труппой Большого театра. В миланском Ла Скала он дает все ту же «Пиковую даму», которая в колоде его жизни оказалась счастливой картой. Итальянские критики называют дирижера «Русским Караяном».

Премьера оратории Ю. А. Шапорина "Доколе коршуну кружить?" 1 февраля 1964 года, Большой зал филармонии. В центре Константин Симеонов и Юрий Шапорин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С «Пиковой дамы» он начнет и свой новый период жизни: в 1967 году Константин Арсеньевич возвращается в город, где начинал свой музыкальный путь, и на восемь лет становится главным дирижером Кировского/Мариинского театра. В это время в его филармоническом репертуаре появляются отрывки из опер, но в основном, как и прежде, дирижер исполняет в Большом зале симфоническую музыку. В конце 1940-х годов Симеонов включал в программы зарубежных классиков – Бетховена, Шуберта, но уже тогда чаще приезжал сюда с русской программой. Чайковский, Глазунов, Мусоргский звучат в Большом зале и в его концертах ленинградского периода. Монографией Мусоргского Константин Симеонов завершит свою филармоническую биографию – в последний раз он выходит на сцену Большого зала в декабре 1980 года.

Константин Симеонов в период работы в Киеве.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К этому времени музыкант фактически остался без работы. Из театра он ушел в 1977-м, нового коллектива не получил. В дневнике Константин Арсеньевич пишет:

«В Киеве неоднократно мне давали понять, что я там чужак, а в Ленинграде до последних дней считали, что я киевлянин. <…> Всюду какой-то распад. Ради чего надо работать – того нет».

Возможно, Симеонов был слишком требователен и к себе, и к окружающим. Но, по воспоминаниям очевидцев, когда Константин Арсеньевич изредка приходил в Кировский театр как слушатель, и музыканты, и публика встречали его стоя.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После смерти дирижера его рукописный архив был выкуплен Санкт-Петербургским театральным музеем. Директор его филиала – Музея музыки – Ольга Великанова по материалам архива составила сборник «Тема судьбы. Дирижер Константин Симеонов. Воспоминания современников. Письма. Материалы», изданный в 2002 году.

О. Р.


Концерты

  • 16 июля 1946

    Второй тур смотра молодых дирижеров
    III концерт
    Дирижер – Константин Симеонов (Киев)

    Бетховен. Симфония № 5. Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Чайковский. Вариации на тему рококо. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 23 июля 1946

    (машинопись)

    Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
    Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль Гусман

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»

  • 24 ноября 1946

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 5

  • 26 мая 1948

    10-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Глазунов. Симфония № 5. Концерт для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Раймонда»

  • 23 апреля 1949

    9-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»

  • 15 октября 1949

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Муравлев. «Азов-гора». Книппер. «Солдатские песни». Рахманинов. «Утес». Чайковский. «Франческа да Римини»

  • 19 октября 1949

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Глазунов. Симфония № 7. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»

  • 22 октября 1949

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5.

  • 23 октября 1949

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Глазунов. Симфония № 7. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 5 января 1952

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Константин Симеонов

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 7

  • 6 июня 1953

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагменты из литературно-музыкальной композиции по А. Островскому «Снегурочка». Кантата «Москва»

  • 11 июня 1953

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов, Курт Зандерлинг

    Глазунов. Симфония № 5. Тактакишвили. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Ходжа-Эйнатов. Поэма для тенора, хора и оркестра слова Н. Глейзарова

  • 16 февраля 1957

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Симфония № 4. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»

  • 13 декабря 1960

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Рахманинов. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 1 февраля 1964

    8-й концерт 6-го абонемента сезона 1962-63 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Рахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»

  • 2 февраля 1964

    (повторение программы 1 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Рахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»

  • 25 апреля 1969

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Симфония № 4. Ариозо Мазепы из оперы «Мазепа». Ариозо Роберта из оперы «Иоланта». Торжественная увертюра «1812 год»

  • 26 апреля 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Торжественная увертюра «1812 год»

  • 4 апреля 1971

    4-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка С. Горчакова). Свиридов. Патетическая оратория

  • 18 июня 1971

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Фрагменты из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония «Манфред»




Другие материалы

Александр Жаров

Александр Жаров

Поэт 1904–1984
Людмила Скрягина

Людмила Скрягина

Балерина ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»