Персоны
Константин Симеонов
Биография
Симеонов Константин Арсеньевич – дирижер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Константин Симеонов родился на Волге, в деревне Тверской губернии, но главные события в его жизни были связаны с Ленинградом и Киевом.
В Петроград он приезжает восьмилетним мальчиком – отец посылает Константина вместе с братом учиться в Училище при бывшей Придворной певческой капелле. Здесь Симеонов проведет десять лет (с 1918 по 1928 годы), затем несколько лет будет работать как ассистент главного дирижера хора Капеллы Михаила Климова. В то же время Симеонов мечтает о симфонической карьере, и, по его собственным воспоминаниям, этой мечте он был обязан концертам главного дирижера Ленинградской филармонии Александра Гаука. К нему в консерваторский класс Симеонов и поступает в 1931 году, а после отъезда Гаука в Москву окончит курс уже у Ильи Мусина. В годы учебы в консерватории Симеонов, проходя обязательную практику в Оперной студии, впервые дирижирует «Пиковой дамой». Впоследствии эта опера станет его «визитной карточкой» и в Киевском театре, и в ленинградском Театре им. Кирова (Мариинском). Но сразу после выпуска Симеонова назначают дирижером Симфонического оркестра Карельского радио, а предвоенные годы он проводит за пультом Оркестра Белорусской филармонии в Минске.
В июне 1941-го Симеонов уходит добровольцем на фронт. В письмах жене сетует на незнание техники и неумение обращаться с оружием, выражает надежду на то, что скоро научится. Переписка почти сразу обрывается: Сименов попадает в окружение, а затем – в нацистский концлагерь Ламсдорф. Сначала он сумеет организовать здесь вокальный ансамбль, разучивая с другими военнопленными русские песни. Но потом дирижера отправляют на общие работы в каменоломни, а в 1945-м после попытки побега, переводят в другой лагерь в Альпах. Здесь, изможденный непосильной работой, больной тифом, Симеонов дождется прихода советских войск. Полуживого, его находят среди трупов.
Как известно, многие военнопленные после победы сменили немецкие лагеря на советские. Но Симеонову судьба дала новый шанс. Он не только вернулся в профессию. Уже в 1946 году в Ленинграде на Смотре дирижеров Константин Симеонов получает первую премию. Всё это стало возможным лишь благодаря главному режиссеру Киевского театра оперы и балета Николаю Смоличу. За несколько месяцев до конкурса Смолич, в театре которого уже работала жена Симеонова, предложил Константину Арсеньевичу встать за дирижерский пульт во время репетиции «Пиковой дамы», якобы случайно заменив другого дирижера. Смолич знал, что с партитурой этой оперы Симеонов не расставался даже на послевоенных допросах в НКВД. После прогона последнего акта певцы и музыканты устроили дебютанту овацию, а Смолич предложил Симеонову работу в театре и сразу же рекомендовал его к Смотру дирижеров в Ленинграде.
Второй тур конкурса проходит в Большом зале филармонии в формате открытого концерта для публики. Так имя дирижера впервые появляется на филармонической афише. Симеонов представляет Пятую симфонию Бетховена, Вариации на тему рококо с виолончелистом Яковом Слободкиным, исполняет увертюры Кабалевского («Кола Брюньон») и Вагнера (к опере «Тангейзер»). Через неделю на заключительном концерте дирижирует первой частью «Манфреда» Чайковского.
В газетной заметке по итогам конкурса председатель жюри Дмитрий Шостакович пишет:
«Значительный дирижерский талант обнаружил К. Симеонов – воспитанник Ленинградской консерватории, работающий ныне в Киеве. Он произвел большое впечатление своим горячим темпераментом и глубоким пониманием исполняемых сочинений» («Правда». 26 июля 1946).
Сохранилась фотография, на которой Шостакович вручает Симеонову диплом лауреата I премии Смотра. С этого момента начнутся долгие дружеские отношения дирижера и композитора. Известно, что именно постановку Симеонова оперы «Катерина Измайлова» (1965) в Киеве Шостакович считал лучшей. В 1966 году на съемках фильма-оперы с Галиной Вишневской в роли Катерины дирижировал именно Симеонов.
Дмитрий Шостакович вручает Константину Симеонову диплом лауреата I премии Смотра дирижеров в Ленинграде, 1946 год. Большой зал Ленинградской филармонии.
Источник изображения: spb-tombs-walkeru.narod.ru
После победы на конкурсе Константин Симеонов часто появляется в Большом зале. Меняются его должности: в 1949–1957 он работает с Государственным симфоническим оркестром УССР (вместе с Натаном Рахлиным), с которым в 1952-м дает один концерт в Большом зале, затем до 1961 года является главным дирижером оркестра Украинского радио, но в Ленинграде почти всегда выступает с филармоническим Заслуженным коллективом. В его программах нередко появляются солисты-инструменталисты: Галина Баринова, Михаил Вайман, Даниил Шафран, Надежда Голубовская, Григорий Соколов…
В оттепельные 1960-е Константин Симеонов возвращается в Киевский оперный театр. Ставит здесь советские оперы, но больше – русскую классику: Чайковского, Бородина, «Хованщину» Мусоргского (с этого спектакля начнется слава молодого художника Давида Боровского, которого именно Симеонов привлекает к театральной работе). А в сезоне 1964/1965 дирижер выезжает на зарубежные гастроли с труппой Большого театра. В миланском Ла Скала он дает все ту же «Пиковую даму», которая в колоде его жизни оказалась счастливой картой. Итальянские критики называют дирижера «Русским Караяном».
Премьера оратории Ю. А. Шапорина "Доколе коршуну кружить?" 1 февраля 1964 года, Большой зал филармонии. В центре Константин Симеонов и Юрий Шапорин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С «Пиковой дамы» он начнет и свой новый период жизни: в 1967 году Константин Арсеньевич возвращается в город, где начинал свой музыкальный путь, и на восемь лет становится главным дирижером Кировского/Мариинского театра. В это время в его филармоническом репертуаре появляются отрывки из опер, но в основном, как и прежде, дирижер исполняет в Большом зале симфоническую музыку. В конце 1940-х годов Симеонов включал в программы зарубежных классиков – Бетховена, Шуберта, но уже тогда чаще приезжал сюда с русской программой. Чайковский,
Глазунов, Мусоргский звучат в Большом зале и в его концертах ленинградского периода. Монографией Мусоргского Константин Симеонов завершит свою филармоническую биографию – в последний раз он выходит на сцену Большого зала в декабре 1980 года.
Константин Симеонов в период работы в Киеве.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
К этому времени музыкант фактически остался без работы. Из театра он ушел в 1977-м, нового коллектива не получил. В дневнике Константин Арсеньевич пишет:
«В Киеве неоднократно мне давали понять, что я там чужак, а в Ленинграде до последних дней считали, что я киевлянин. <…> Всюду какой-то распад. Ради чего надо работать – того нет».
Возможно, Симеонов был слишком требователен и к себе, и к окружающим. Но, по воспоминаниям очевидцев, когда Константин Арсеньевич изредка приходил в Кировский театр как слушатель, и музыканты, и публика встречали его стоя.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После смерти дирижера его рукописный архив был выкуплен Санкт-Петербургским театральным музеем. Директор его филиала – Музея музыки – Ольга Великанова по материалам архива составила сборник «Тема судьбы. Дирижер Константин Симеонов. Воспоминания современников. Письма. Материалы», изданный в 2002 году.
О. Р.
Концерты
-
16 июля 1946
Второй тур смотра молодых дирижеров
III концерт
Дирижер – Константин Симеонов (Киев)Бетховен. Симфония № 5. Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Чайковский. Вариации на тему рококо. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
23 июля 1946
(машинопись)
Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль ГусманВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»
-
24 ноября 1946
1-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 5
-
26 мая 1948
10-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновГлазунов. Симфония № 5. Концерт для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Раймонда»
-
23 апреля 1949
9-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»
-
15 октября 1949
1-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновМуравлев. «Азов-гора». Книппер. «Солдатские песни». Рахманинов. «Утес». Чайковский. «Франческа да Римини»
-
19 октября 1949
1-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновГлазунов. Симфония № 7. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»
-
22 октября 1949
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5.
-
23 октября 1949
1-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновГлазунов. Симфония № 7. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
5 января 1952
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Константин СимеоновБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 7
-
6 июня 1953
7-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагменты из литературно-музыкальной композиции по А. Островскому «Снегурочка». Кантата «Москва»
-
11 июня 1953
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин Симеонов, Курт ЗандерлингГлазунов. Симфония № 5. Тактакишвили. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Ходжа-Эйнатов. Поэма для тенора, хора и оркестра слова Н. Глейзарова
-
16 февраля 1957
5-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Симфония № 4. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
-
13 декабря 1960
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
1 февраля 1964
8-й концерт 6-го абонемента сезона 1962-63 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»
-
2 февраля 1964
(повторение программы 1 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновРахманинов. Симфонические танцы. Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить»
-
25 апреля 1969
5-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Симфония № 4. Ариозо Мазепы из оперы «Мазепа». Ариозо Роберта из оперы «Иоланта». Торжественная увертюра «1812 год»
-
26 апреля 1969
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Торжественная увертюра «1812 год»
-
4 апреля 1971
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновМусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка С. Горчакова). Свиридов. Патетическая оратория
-
18 июня 1971
6-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Фрагменты из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония «Манфред»