Персоны
Алла Осипенко
Биография
Осипенко Алла Евгеньевна – балерина, актриса, педагог, президент Благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».
Алла Осипенко – Одиллия в балете П. И. Чайковского "Лебединое озеро". ГАТОБ им. Кирова.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Яркая, непохожая на других, она с детства, по собственному признанию, была «бунтаркой» и всегда при этом чувствовала неуверенность перед выходом на публику. Ее сценическая жизнь оказалась невероятно долгой, и сразу несколько знаменитых балетных трупп могут называть Осипенко «своей» звездой.
Алла Осипенко – Фея сирени в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица". ГАТОБ им. Кирова, 1951, 1953 годы.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
В балет Алла пришла почти случайно: увидела объявление о наборе в хореографический кружок и решила, что, поступив туда, будет меньше находиться дома и легче вырвется из-под опеки семьи. Учитель студии вызвал маму и сообщив, что у дочери «отвратительный характер», посоветовал всё же отвести ее поступать в Хореографическое училище. Результаты экзаменов объявили за день до начала войны, и Осипенко чудом успела попасть в эвакуационные списки Училища. Ей посчастливится стать одной из последних учениц Агриппины Вагановой. Это даст не только огромный опыт – хореографический и жизненный, но и гарантию поступления в главную труппу города – в Театр им. Кирова (Мариинский). Впрочем, как самокритично скажет сама Осипенко уже в зрелые годы:
«Я ничего не сделала из того, что хотела бы во мне видеть Агриппина Яковлевна Ваганова».
Джон Марковский и Алла Осипенко – номер "Двухголосие" на музыку группы "Пинк Флойд", хореография Бориса Эйфмана.
Источник изображения: rusmir.media
Она и правда пойдет другим путем. И хотя любители классического балета вспоминают Осипенко-Одетту-Одиллию и Осипенко-Фею Сирени, сама она больше ценит свои работы в новаторских постановках Якобсона, Бельского, Григоровича, Алексидзе, Эйфмана.
В труппе нынешнего Мариинского, тогда Кировского театра, балерина прослужит двадцать лет – до 1971 года. А потом развернется и уйдет. Одновременно заявление об уходе подаст ее муж и постоянный партнер Джон Марковский. Семейный дуэт переходит в театр Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры». Их «Минотавр и нимфа», с трудом пробившись сквозь запреты чиновников, углядевших в миниатюре «порнографию», вошел в историю балета 20 века. Семья с Марковским распадется, но до этого они с Осипенко успеют создать свой камерный театр, объездить с одноактным балетом «Антоний и Клеопатра» всю страну, вместе выступить на открытии «Нового балета» Бориса Эйфмана. Театр открывается в 1977 году. Алле Осипенко сорок пять, но это не помешает ей стать примой-балериной, под которую будут ставить отдельные миниатюры и целые балеты. Партия Настасьи Филипповны в балете Эйфмана по «Идиоту» Достоевского станет одной из самых ярких в ее поздней карьере. Как признавалась балерина, в этой постановке она выходила играть саму себя.
Алла Осипенко и Борис Нисневич. Балет "Хореографические миниатюры", номер "Поцелуй" из "Триптиха на тему Родена" на музыку К. Дебюсси. Хореография Л. В. Якобсона.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Ключевое слово здесь – «играть». Именно талант перевоплощения при небезупречной технике танца всегда привлекал к ней хореографов. Талант этот был замечен и кинорежиссерами. В начале 1980-х Александр Сокуров ищет актрису на роль Ариадны – героини фильма «Скорбное предчувствие». На пробы придет Маргарита Терехова, но Сокуров выберет Аллу Осипенко. Позднее, сняв балерину в четырех своих фильмах, режиссер скажет: «Я не встречал людей её масштаба».
Фотопроба к фильму режиссера Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие", 1986 год.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
С конца 1980-х Осипенко преподавала в балетных школах Европы и Америки, основала свою студию, в начале 2000-х вновь появилась на сцене, на сей раз драматической – сыграла главную роль в спектакле БДТ «Гарольд и Мод», с 2007-го работала педагогом-репетитором Михайловского театра… Ученикам она всегда советовала не следовать наработанным балетным клише, «искать себя», а находя, отстаивать свое видение танца и судьбы.
Алла Осипенко и Михаил Барышников в балете С. С. Прокофьева "Блудный сын".
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
В филармонических программках Большого зала фамилия «Осипенко» появилась впервые вовсе не в балетных вечерах: еще с 1941 года в эвакуации в Новосибирске, а затем и в Ленинграде в Большом зале в литературно-музыкальной композиции «Пер Гюнт» роль Доврского деда играл ее дядя – актер Театра имени Пушкина Георгий Осипенко. Его племянница выйдет на сцену Филармонии ученицей Хореографического училища в 1948-м. Здесь балерина выступала больше двадцати лет. Участвовала в балетных вечерах, в праздничных сборных концертах. В конце 1960-х появлялась в программах Камерного балета – содружества артистов Кировского театра и филармонического духового квинтета. А в ноябре 1972-го Алла Осипенко выступила в Большом зале вместе с другим камерным ансамблем: она танцевала миниатюру «Сказки Венского леса» с Джоном Марковским в сопровождении Квартета им. Танеева. Это стало последним появлением балерины на сцене Филармонии.
О. Р.
Концерты
-
8 марта 1948
Торжественное заседание, посвященное Международному женскому дню
Праздничный концертВ программе: Александров, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Глазунов, Волошинов, Новиков, Заранек, Кенеман, Делиб, И. Штраус, Минкус, Шопен, Кац, Соловьев-Седой, Шуберт, Лядов, Мошковский
-
30 мая 1948
(рукописная книга)
Вечер балета
Вахтанг Чабукиани(программы балета нет, указаны только вставные номера)
-
1 июня 1948
(повторение программы 30 мая, рукописная книга)
Вечер балета
Вахтанг Чабукиани(программы балета нет, указаны только вставные номера)
-
1 мая 1951
(рукописная книга)
Большой праздничный концерт
(программа не указана)
-
18 июня 1951
(рукописная книга)
Вечер балета
(программа не указана)
-
8 марта 1952
Торжественное заседание и концерт, посвященные 8 марта
В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Исаковский, Грибачев, Чайковский, Минкус, Римский-Корсаков, Дунаевский, Дриго, Гоголь, Соловьев-Седой, Массне, И. Штраус
-
5 декабря 1954
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа указана списком, отдельно от имён исполнителей)
-
6 декабря 1954
(рукописная книга)
Концерт для Военно-транспортной академии
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)
-
1 мая 1955
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен
-
2 мая 1955
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен
-
1 января 1956
(рукописная книга)
Новогодний концерт
(программа не указана)
-
7 ноября 1956
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера (без указания произведений)
-
1 января 1957
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: ариия и романсы, инструментальные пьесы, чтецкие номера, акробатический этюд
-
2 мая 1957
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, народные песни
-
7 ноября 1957
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера
-
8 ноября 1957
(рукописная книга, повтор программы 7 ноября)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера
-
25 ноября 1957
Вечер балета артистов Ленинградского Государственного Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова
В программе: Глинка, Глиэр, Рахманинов, Чайковский, Заранек, Калинников, Хачатурян, Асафьев, Соловьев-Седой, Прокофьев, Яруллин, Лядов, Глазунов
-
2 ноября 1959
(рукописная книга)
Вечер артистов балета
Хореография Леонида ЯкобсонаВ программе хореографические номера на музыку композиторов: Чайковского, Листа, Прокофьева, Дебюсси, Грига, Скрябина, Рахманинова, Кравченко, Понса–Хейфеца, Хачатуряна, Стравинского, Кагана, Цытовича, Аронова, Каравайчука, И. Штрауса (сына)
-
1 января 1961
(рукописная книга)
Новогодний концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
7 ноября 1961
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)