Персоны

Алла Осипенко

род. в 1932
Источник изображения: kino-teatr.ru
Алла Осипенко

Биография

Осипенко Алла Евгеньевна – балерина, актриса, педагог, президент Благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».

Алла Осипенко – Одиллия в балете П. И. Чайковского "Лебединое озеро". ГАТОБ им. Кирова.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

Яркая, непохожая на других, она с детства, по собственному признанию, была «бунтаркой» и всегда при этом чувствовала неуверенность перед выходом на публику. Ее сценическая жизнь оказалась невероятно долгой, и сразу несколько знаменитых балетных трупп могут называть Осипенко «своей» звездой.

Алла Осипенко – Фея сирени в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица". ГАТОБ им. Кирова, 1951, 1953 годы.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

В балет Алла пришла почти случайно: увидела объявление о наборе в хореографический кружок и решила, что, поступив туда, будет меньше находиться дома и легче вырвется из-под опеки семьи. Учитель студии вызвал маму и сообщив, что у дочери «отвратительный характер», посоветовал всё же отвести ее поступать в Хореографическое училище. Результаты экзаменов объявили за день до начала войны, и Осипенко чудом успела попасть в эвакуационные списки Училища. Ей посчастливится стать одной из последних учениц Агриппины Вагановой. Это даст не только огромный опыт – хореографический и жизненный, но и гарантию поступления в главную труппу города – в Театр им. Кирова (Мариинский). Впрочем, как самокритично скажет сама Осипенко уже в зрелые годы:

«Я ничего не сделала из того, что хотела бы во мне видеть Агриппина Яковлевна Ваганова».

Джон Марковский и Алла Осипенко – номер "Двухголосие" на музыку группы "Пинк Флойд", хореография Бориса Эйфмана.
Источник изображения: rusmir.media

Она и правда пойдет другим путем. И хотя любители классического балета вспоминают Осипенко-Одетту-Одиллию и Осипенко-Фею Сирени, сама она больше ценит свои работы в новаторских постановках Якобсона, Бельского, Григоровича, Алексидзе, Эйфмана.

В труппе нынешнего Мариинского, тогда Кировского театра, балерина прослужит двадцать лет – до 1971 года. А потом развернется и уйдет. Одновременно заявление об уходе подаст ее муж и постоянный партнер Джон Марковский. Семейный дуэт переходит в театр Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры». Их «Минотавр и нимфа», с трудом пробившись сквозь запреты чиновников, углядевших в миниатюре «порнографию», вошел в историю балета 20 века. Семья с Марковским распадется, но до этого они с Осипенко успеют создать свой камерный театр, объездить с одноактным балетом «Антоний и Клеопатра» всю страну, вместе выступить на открытии «Нового балета» Бориса Эйфмана. Театр открывается в 1977 году. Алле Осипенко сорок пять, но это не помешает ей стать примой-балериной, под которую будут ставить отдельные миниатюры и целые балеты. Партия Настасьи Филипповны в балете Эйфмана по «Идиоту» Достоевского станет одной из самых ярких в ее поздней карьере. Как признавалась балерина, в этой постановке она выходила играть саму себя.

Алла Осипенко и Борис Нисневич. Балет "Хореографические миниатюры", номер "Поцелуй" из "Триптиха на тему Родена" на музыку К. Дебюсси. Хореография Л. В. Якобсона.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

Ключевое слово здесь – «играть». Именно талант перевоплощения при небезупречной технике танца всегда привлекал к ней хореографов. Талант этот был замечен и кинорежиссерами. В начале 1980-х Александр Сокуров ищет актрису на роль Ариадны – героини фильма «Скорбное предчувствие». На пробы придет Маргарита Терехова, но Сокуров выберет Аллу Осипенко. Позднее, сняв балерину в четырех своих фильмах, режиссер скажет: «Я не встречал людей её масштаба».

Фотопроба к фильму режиссера Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие", 1986 год.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

С конца 1980-х Осипенко преподавала в балетных школах Европы и Америки, основала свою студию, в начале 2000-х вновь появилась на сцене, на сей раз драматической – сыграла главную роль в спектакле БДТ «Гарольд и Мод», с 2007-го работала педагогом-репетитором Михайловского театра… Ученикам она всегда советовала не следовать наработанным балетным клише, «искать себя», а находя, отстаивать свое видение танца и судьбы.

Алла Осипенко и Михаил Барышников в балете С. С. Прокофьева "Блудный сын".
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

В филармонических программках Большого зала фамилия «Осипенко» появилась впервые вовсе не в балетных вечерах: еще с 1941 года в эвакуации в Новосибирске, а затем и в Ленинграде в Большом зале в литературно-музыкальной композиции «Пер Гюнт» роль Доврского деда играл ее дядя – актер Театра имени Пушкина Георгий Осипенко. Его племянница выйдет на сцену Филармонии ученицей Хореографического училища в 1948-м. Здесь балерина выступала больше двадцати лет. Участвовала в балетных вечерах, в праздничных сборных концертах. В конце 1960-х появлялась в программах Камерного балета – содружества артистов Кировского театра и филармонического духового квинтета. А в ноябре 1972-го Алла Осипенко выступила в Большом зале вместе с другим камерным ансамблем: она танцевала миниатюру «Сказки Венского леса» с Джоном Марковским в сопровождении Квартета им. Танеева. Это стало последним появлением балерины на сцене Филармонии.

О. Р.


Концерты

  • 8 марта 1948

    Торжественное заседание, посвященное Международному женскому дню
    Праздничный концерт

    В программе: Александров, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Глазунов, Волошинов, Новиков, Заранек, Кенеман, Делиб, И. Штраус, Минкус, Шопен, Кац, Соловьев-Седой, Шуберт, Лядов, Мошковский

  • 30 мая 1948

    (рукописная книга)

    Вечер балета
    Вахтанг Чабукиани

    (программы балета нет, указаны только вставные номера)

  • 1 июня 1948

    (повторение программы 30 мая, рукописная книга)

    Вечер балета
    Вахтанг Чабукиани

    (программы балета нет, указаны только вставные номера)

  • 1 мая 1951

    (рукописная книга)

    Большой праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 18 июня 1951

    (рукописная книга)

    Вечер балета

    (программа не указана)

  • 8 марта 1952

    Торжественное заседание и концерт, посвященные 8 марта

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Исаковский, Грибачев, Чайковский, Минкус, Римский-Корсаков, Дунаевский, Дриго, Гоголь, Соловьев-Седой, Массне, И. Штраус

  • 5 декабря 1954

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа указана списком, отдельно от имён исполнителей)

  • 6 декабря 1954

    (рукописная книга)

    Концерт для Военно-транспортной академии

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)

  • 1 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 2 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 1 января 1956

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1956

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера (без указания произведений)

  • 1 января 1957

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: ариия и романсы, инструментальные пьесы, чтецкие номера, акробатический этюд

  • 2 мая 1957

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, народные песни

  • 7 ноября 1957

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера

  • 8 ноября 1957

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера

  • 25 ноября 1957

    Вечер балета артистов Ленинградского Государственного Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова

    В программе: Глинка, Глиэр, Рахманинов, Чайковский, Заранек, Калинников, Хачатурян, Асафьев, Соловьев-Седой, Прокофьев, Яруллин, Лядов, Глазунов

  • 2 ноября 1959

    (рукописная книга)

    Вечер артистов балета
    Хореография Леонида Якобсона

    В программе хореографические номера на музыку композиторов: Чайковского, Листа, Прокофьева, Дебюсси, Грига, Скрябина, Рахманинова, Кравченко, Понса–Хейфеца, Хачатуряна, Стравинского, Кагана, Цытовича, Аронова, Каравайчука, И. Штрауса (сына)

  • 1 января 1961

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 ноября 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)




Другие материалы

Ольга Климович

Ольга Климович

Балерина 1920–?
Мета Коданипорк

Мета Коданипорк

Сопрано 1904–1983

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»