Персоны

Алла Осипенко

род. в 1932
Источник изображения: kino-teatr.ru
Алла Осипенко

Биография

Осипенко Алла Евгеньевна – балерина, актриса, педагог, президент Благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».

Алла Осипенко – Одиллия в балете П. И. Чайковского "Лебединое озеро". ГАТОБ им. Кирова.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

Яркая, непохожая на других, она с детства, по собственному признанию, была «бунтаркой» и всегда при этом чувствовала неуверенность перед выходом на публику. Ее сценическая жизнь оказалась невероятно долгой, и сразу несколько знаменитых балетных трупп могут называть Осипенко «своей» звездой.

Алла Осипенко – Фея сирени в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица". ГАТОБ им. Кирова, 1951, 1953 годы.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

В балет Алла пришла почти случайно: увидела объявление о наборе в хореографический кружок и решила, что, поступив туда, будет меньше находиться дома и легче вырвется из-под опеки семьи. Учитель студии вызвал маму и сообщив, что у дочери «отвратительный характер», посоветовал всё же отвести ее поступать в Хореографическое училище. Результаты экзаменов объявили за день до начала войны, и Осипенко чудом успела попасть в эвакуационные списки Училища. Ей посчастливится стать одной из последних учениц Агриппины Вагановой. Это даст не только огромный опыт – хореографический и жизненный, но и гарантию поступления в главную труппу города – в Театр им. Кирова (Мариинский). Впрочем, как самокритично скажет сама Осипенко уже в зрелые годы:

«Я ничего не сделала из того, что хотела бы во мне видеть Агриппина Яковлевна Ваганова».

Джон Марковский и Алла Осипенко – номер "Двухголосие" на музыку группы "Пинк Флойд", хореография Бориса Эйфмана.
Источник изображения: rusmir.media

Она и правда пойдет другим путем. И хотя любители классического балета вспоминают Осипенко-Одетту-Одиллию и Осипенко-Фею Сирени, сама она больше ценит свои работы в новаторских постановках Якобсона, Бельского, Григоровича, Алексидзе, Эйфмана.

В труппе нынешнего Мариинского, тогда Кировского театра, балерина прослужит двадцать лет – до 1971 года. А потом развернется и уйдет. Одновременно заявление об уходе подаст ее муж и постоянный партнер Джон Марковский. Семейный дуэт переходит в театр Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры». Их «Минотавр и нимфа», с трудом пробившись сквозь запреты чиновников, углядевших в миниатюре «порнографию», вошел в историю балета 20 века. Семья с Марковским распадется, но до этого они с Осипенко успеют создать свой камерный театр, объездить с одноактным балетом «Антоний и Клеопатра» всю страну, вместе выступить на открытии «Нового балета» Бориса Эйфмана. Театр открывается в 1977 году. Алле Осипенко сорок пять, но это не помешает ей стать примой-балериной, под которую будут ставить отдельные миниатюры и целые балеты. Партия Настасьи Филипповны в балете Эйфмана по «Идиоту» Достоевского станет одной из самых ярких в ее поздней карьере. Как признавалась балерина, в этой постановке она выходила играть саму себя.

Алла Осипенко и Борис Нисневич. Балет "Хореографические миниатюры", номер "Поцелуй" из "Триптиха на тему Родена" на музыку К. Дебюсси. Хореография Л. В. Якобсона.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

Ключевое слово здесь – «играть». Именно талант перевоплощения при небезупречной технике танца всегда привлекал к ней хореографов. Талант этот был замечен и кинорежиссерами. В начале 1980-х Александр Сокуров ищет актрису на роль Ариадны – героини фильма «Скорбное предчувствие». На пробы придет Маргарита Терехова, но Сокуров выберет Аллу Осипенко. Позднее, сняв балерину в четырех своих фильмах, режиссер скажет: «Я не встречал людей её масштаба».

Фотопроба к фильму режиссера Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие", 1986 год.
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

С конца 1980-х Осипенко преподавала в балетных школах Европы и Америки, основала свою студию, в начале 2000-х вновь появилась на сцене, на сей раз драматической – сыграла главную роль в спектакле БДТ «Гарольд и Мод», с 2007-го работала педагогом-репетитором Михайловского театра… Ученикам она всегда советовала не следовать наработанным балетным клише, «искать себя», а находя, отстаивать свое видение танца и судьбы.

Алла Осипенко и Михаил Барышников в балете С. С. Прокофьева "Блудный сын".
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru

В филармонических программках Большого зала фамилия «Осипенко» появилась впервые вовсе не в балетных вечерах: еще с 1941 года в эвакуации в Новосибирске, а затем и в Ленинграде в Большом зале в литературно-музыкальной композиции «Пер Гюнт» роль Доврского деда играл ее дядя – актер Театра имени Пушкина Георгий Осипенко. Его племянница выйдет на сцену Филармонии ученицей Хореографического училища в 1948-м. Здесь балерина выступала больше двадцати лет. Участвовала в балетных вечерах, в праздничных сборных концертах. В конце 1960-х появлялась в программах Камерного балета – содружества артистов Кировского театра и филармонического духового квинтета. А в ноябре 1972-го Алла Осипенко выступила в Большом зале вместе с другим камерным ансамблем: она танцевала миниатюру «Сказки Венского леса» с Джоном Марковским в сопровождении Квартета им. Танеева. Это стало последним появлением балерины на сцене Филармонии.

О. Р.


Концерты

  • 8 марта 1948

    Торжественное заседание, посвященное Международному женскому дню
    Праздничный концерт

    В программе: Александров, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Глазунов, Волошинов, Новиков, Заранек, Кенеман, Делиб, И. Штраус, Минкус, Шопен, Кац, Соловьев-Седой, Шуберт, Лядов, Мошковский

  • 30 мая 1948

    (рукописная книга)

    Вечер балета
    Вахтанг Чабукиани

    (программы балета нет, указаны только вставные номера)

  • 1 июня 1948

    (повторение программы 30 мая, рукописная книга)

    Вечер балета
    Вахтанг Чабукиани

    (программы балета нет, указаны только вставные номера)

  • 1 мая 1951

    (рукописная книга)

    Большой праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 18 июня 1951

    (рукописная книга)

    Вечер балета

    (программа не указана)

  • 8 марта 1952

    Торжественное заседание и концерт, посвященные 8 марта

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Исаковский, Грибачев, Чайковский, Минкус, Римский-Корсаков, Дунаевский, Дриго, Гоголь, Соловьев-Седой, Массне, И. Штраус

  • 5 декабря 1954

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа указана списком, отдельно от имён исполнителей)

  • 6 декабря 1954

    (рукописная книга)

    Концерт для Военно-транспортной академии

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера, стихи (список исполненных номеров дан отдельно от имён исполнителей)

  • 1 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 2 мая 1955

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные номера, чтение стихов, рассказов и басен

  • 1 января 1956

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1956

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера (без указания произведений)

  • 1 января 1957

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: ариия и романсы, инструментальные пьесы, чтецкие номера, акробатический этюд

  • 7 января 1957

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе – романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера

  • 2 мая 1957

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, народные песни

  • 7 ноября 1957

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера

  • 8 ноября 1957

    (рукописная книга, повтор программы 7 ноября)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера

  • 25 ноября 1957

    Вечер балета артистов Ленинградского Государственного Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова

    В программе: Глинка, Глиэр, Рахманинов, Чайковский, Заранек, Калинников, Хачатурян, Асафьев, Соловьев-Седой, Прокофьев, Яруллин, Лядов, Глазунов

  • 2 ноября 1959

    (рукописная книга)

    Вечер артистов балета
    Хореография Леонида Якобсона

    В программе хореографические номера на музыку композиторов: Чайковского, Листа, Прокофьева, Дебюсси, Грига, Скрябина, Рахманинова, Кравченко, Понса–Хейфеца, Хачатуряна, Стравинского, Кагана, Цытовича, Аронова, Каравайчука, И. Штрауса (сына)

  • 1 января 1961

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 ноября 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 1 мая 1963

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Чайковский, Минкус, Прокофьев, Рахманинов, Григ, Леонкавалло, Сен-Санс, Варламов, Чехов, Твардовский, драматическая миниатюра

  • 2 мая 1963

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Глинка–Балакирев, Прокофьев, Смирнова, Чайковский, Рахманинов, Минкус, Прокофьев, Леонкавалло, Варламов, Массне, Чехов, Твардовский, Б. Шоу

  • 6 ноября 1963

    (рукописная книга, программа и исполнители указаны двумя отдельными списками)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 7 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 8 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 и 7 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 19 мая 1964

    (рукописная книга)

    Концерт мастеров искусств

    В программе: арии и романсы, балетные и чтецкие номера, сцена из спектакля

  • 7 ноября 1964

    В рукописной книге регистрации концертов программа дана отдельно от имен исполнителей. Названия исполненных номеров и произведений просим смотреть в представленной здесь записи из рукописной книги.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: песни, арии, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1964

    Повтор программы 7 ноября. В рукописной книге регистрации концертов программа дана отдельно от имен исполнителей. Названия исполненных номеров и произведений просим смотреть в представленной здесь записи из рукописной книги.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: песни, арии, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 5 декабря 1964

    (рукописная книга, перечислены только участники)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    Программа не указана

  • 6 июня 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе: И.-К. Бах, Рамо, Ибер, Дебюсси, Бозза, Бриттен, Пуленк




Другие материалы

Ольга Климович

Ольга Климович

Балерина 1920–?
Мета Коданипорк

Мета Коданипорк

Сопрано 1904–1983

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»