Персоны
Ефим Копелян
Биография
Копелян Ефим Захарович – актер.
В Ленинград Ефим Копелян, уроженец Гомельской губернии, приехал вовсе не для того, чтобы покорить театральную сцену. Он мечтал стать архитектором, его старшие братья уже учились в Академии художеств, и Ефим отправился поступать туда же. На экзамены опоздал, устроился токарем на завод, а поступив, тоже был вынужден подрабатывать. Кто-то из сокурсников-художников предложил «непыльную» работу в театральной массовке. Так Копелян попал в БДТ. И остался здесь навсегда.
Ефим Копелян в спектакле по пьесе М. Горького "Дачники". Большой драматический театр, Ленинград, 1949 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru
С 1931 года он учится в студии при театре, причем в первые два года над студентом всё время висит угроза отчисления, зато после окончания студии ему ставят высший балл и зачисляют в труппу БДТ. На этом успехи пока заканчиваются. Роли молодому артисту достаются второстепенные, проходные, критики его не замечают, публика едва ли знает в лицо. Оценить актера по достоинству сможет лишь Георгий Товстоногов. С его приходом в театр к Ефиму Копеляну приходит настоящая слава. Он играет во всех крупных спектаклях Товстоногова – «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Горе от ума», «Пять вечеров», «Три сестры», «Ханума»...
В фильме "Неуловимые мстители", 1966 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru
В 1950-е годы Копеляна замечают и кинорежиссеры. Так появится атаман Бурнаш из «Неуловимых мстителей», Кафтанов из «Вечного зова», Свидригайлов из «Преступления и наказания», Савва Морозов из фильма «Николай Бауман». Мечтала снять его и Татьяна Лиознова в сериале «Семнадцать мгновений весны», но театральный график актера был слишком плотным для длительных съемок за пределами Ленинграда, и Лиознова уговорила Копеляна начитать «голос от автора». Именно его неповторимая интонация стала «визитной карточкой» фильма. Режиссер говорила позднее: «…он читал так, как будто знал гораздо больше». После выхода сериала в актерских кругах Ефим Захарович получил шутливое прозвище «Ефим Закадрович». Но у Товстоногова было другое определение для любимого артиста, он называл его «русским Жаном Габеном», а после ранней смерти Копеляна сказал: «Из театра ушла совесть».
В фильме "Вечный зов", 1973–1983 годы.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Репетиции и спектакли в театре, съемки в кино, озвучивание десятков иностранных фильмов… Иногда непонятно, как и когда Копелян всё успевал. Но на сцене Большого зала филармонии появлялся редко: впервые в 1947-м году, а затем в нескольких праздничных концертах в мае 1958 и 1959, и в ноябре 1960 годов.
О. Р.
Концерты
-
27 октября 1947
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Ленкоопинсоюза
В программе: Дунаевский, Фримль, Глинка, Фомин, Бизе, Островский, Бетховен, Мусоргский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Лист, Ленч, Михалков, Кальман, Краусс, Твардовский, А. Шаров, Прицкер, Новиков, Соловьев-Седой, Михайлов, Глинка, Бородин
-
1 мая 1958
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
2 мая 1958
(рукописная книга, повторение программы 1 мая)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
2 мая 1959
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
6 ноября 1960
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
7 ноября 1960
(повтор программы 6 ноября, рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера
-
8 ноября 1960
(повтор программы 6 и 7 ноября, рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера