Персоны

Ефим Копелян

1912–1975
Источник изображения: biography-life.ru
Ефим Копелян

Биография

Копелян Ефим Захарович – актер.

В Ленинград Ефим Копелян, уроженец Гомельской губернии, приехал вовсе не для того, чтобы покорить театральную сцену. Он мечтал стать архитектором, его старшие братья уже учились в Академии художеств, и Ефим отправился поступать туда же. На экзамены опоздал, устроился токарем на завод, а поступив, тоже был вынужден подрабатывать. Кто-то из сокурсников-художников предложил «непыльную» работу в театральной массовке. Так Копелян попал в БДТ. И остался здесь навсегда.

Ефим Копелян в спектакле по пьесе М. Горького "Дачники". Большой драматический театр, Ленинград, 1949 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

С 1931 года он учится в студии при театре, причем в первые два года над студентом всё время висит угроза отчисления, зато после окончания студии ему ставят высший балл и зачисляют в труппу БДТ. На этом успехи пока заканчиваются. Роли молодому артисту достаются второстепенные, проходные, критики его не замечают, публика едва ли знает в лицо. Оценить актера по достоинству сможет лишь Георгий Товстоногов. С его приходом в театр к Ефиму Копеляну приходит настоящая слава. Он играет во всех крупных спектаклях Товстоногова – «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Горе от ума», «Пять вечеров», «Три сестры», «Ханума»...

В фильме "Неуловимые мстители", 1966 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru

В 1950-е годы Копеляна замечают и кинорежиссеры. Так появится атаман Бурнаш из «Неуловимых мстителей», Кафтанов из «Вечного зова», Свидригайлов из «Преступления и наказания», Савва Морозов из фильма «Николай Бауман». Мечтала снять его и Татьяна Лиознова в сериале «Семнадцать мгновений весны», но театральный график актера был слишком плотным для длительных съемок за пределами Ленинграда, и Лиознова уговорила Копеляна начитать «голос от автора». Именно его неповторимая интонация стала «визитной карточкой» фильма. Режиссер говорила позднее: «…он читал так, как будто знал гораздо больше». После выхода сериала в актерских кругах Ефим Захарович получил шутливое прозвище «Ефим Закадрович». Но у Товстоногова было другое определение для любимого артиста, он называл его «русским Жаном Габеном», а после ранней смерти Копеляна сказал: «Из театра ушла совесть».

В фильме "Вечный зов", 1973–1983 годы.
Источник изображения: kino-teatr.ru

Репетиции и спектакли в театре, съемки в кино, озвучивание десятков иностранных фильмов… Иногда непонятно, как и когда Копелян всё успевал. Но на сцене Большого зала филармонии появлялся редко: впервые в 1947-м году, а затем в нескольких праздничных концертах в мае 1958 и 1959, и в ноябре 1960 годов.

О. Р.


Концерты

  • 27 октября 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Ленкоопинсоюза

    В программе: Дунаевский, Фримль, Глинка, Фомин, Бизе, Островский, Бетховен, Мусоргский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Лист, Ленч, Михалков, Кальман, Краусс, Твардовский, А. Шаров, Прицкер, Новиков, Соловьев-Седой, Михайлов, Глинка, Бородин

  • 1 мая 1958

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 2 мая 1958

    (рукописная книга, повторение программы 1 мая)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 2 мая 1959

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 6 ноября 1960

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 7 ноября 1960

    (повтор программы 6 ноября, рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1960

    (повтор программы 6 и 7 ноября, рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера




Другие материалы

Мета Коданипорк

Мета Коданипорк

Сопрано 1904–1983
Николай Корольков

Николай Корольков

Фортепиано 1912–1981

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»