Персоны

Государственный симфонический оркестр Украинской ССР

1937 – наст. время
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР

Биография

Государственный симфонический оркестр Украинской ССР / Национальный симфонический оркестр Украины

Сезон 2018/2019 Национальный симфонический оркестр Украины провел под знаком 100-летнего юбилея. Более корректной датой начала официальной истории коллектива представляется 19 июня 1937 года. Именно в этот день было принято решение Совета народных комиссаров УССР об учреждении на базе симфонического оркестра Республиканского радиокомитета «Государственного симфонического оркестра Украинской ССР».

Но попытки создать в городе свой симфонический оркестр предпринимались давно. В богатом талантами и музыкальными традициями Киеве существовало отделение Императорского Русского музыкального общества, в 1904 году стараниями композитора Николая Лысенко была основана Музыкально-драматическая школа (ныне Институт его имени), с середины XIX века работала постоянная оперная труппа (с 1901 года – в нынешнем здании). Театральный оркестр, главным образом, и выступал в зимних и летних симфонических сезонах (в этом оркестре начинал, как скрипач, будущий первый директор и главный дирижер Петроградской филармонии Эмиль Купер).

Учредить оркестр с официальным бюджетом удалось лишь в период военной разрухи и бесконечного перехода власти из рук в руки. В ноябре 1918 года Постановлением Cовета министров недолгое время существовавшей Украинской Народной Республики был создан Государственный симфонический оркестр имени Лысенко, его главным дирижером стал Александр Леонтьевич Горилый (Горелов, 1868–1937) – дипломированный врач, выпускник Московского университета, слушатель Московской консерватории, основатель Астраханского отделения Русского музыкального общества, композитор. В 1920 году оркестр, переименованный с приходом советской власти из Государственного в Республиканский, вошел в состав Киевского филармонического общества (с 1923-го – филармония), председатель которого Лев Штейнберг стал новым главным дирижером оркестра. Но уже в 1923 году, не выдержав финансового бремени, коллектив распался.

Следующий шаг предпринимается в октябре 1929 года, когда при Киевском областном радиокомитете создается оркестр. В нем всего 23 музыканта, и всё же усилиями нового руководителя – Михаила Канерштейна и приглашенных дирижеров оркестр умудряется играть серьезные симфонические программы. В 1934 году столицу Украинской ССР переносят из Харькова в Киев, Областной радиокомитет становится Республиканским, меняется и статус оркестра, его состав увеличивают, а главным дирижером приглашают работавшего в СССР Германа Адлера, который в 1937 году будет вынужден, как и все иностранные граждане, покинуть Советский Союз.

Культура в это время становится важнейшей линией идеологического фронта, и Республиканский радиооркестр получает новый серьезный статус – Государственного симфонического оркестра Украинской Советской Социалистической Республики. Главным дирижером оркестра назначают молодого Натана Рахлина, он руководит коллективом (с перерывом на время войны) до 1962 года.

С Натаном Рахлиным и Михаилом Канерштейном (с 1944-го он – второй дирижер оркестра) Государственный симфонический оркестр УССР приезжает в декабре 1948 года на свои первые гастроли в Ленинградскую филармонию. Визиту киевских гостей придают важное значение: перед концертом, открывающим гастроли, доклад об украинской музыке читает для слушателей член правления Союза композиторов СССР, директор Одесской консерватории Константин Данькевич, а в первой программе звучит исключительно музыка украинских композиторов. В следующих трех концертах музыканты исполнят Берлиоза, Вагнера, Римского-Корсакова, Чайковского (монографию), а солистами выступят Эмиль Гилельс, Виктор Пикайзен (призванные представлять украинскую исполнительскую школу) и Борис Гмыря.


Концерт Государственного симфонического оркестра Украинской ССР в Большом зале филармонии 23 декабря 1948 года. Солист Борис Гмыря (бас) и дирижер Михаил Канерштейн.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За годы работы под руководством Натана Рахлина оркестр осваивает весь классический репертуар, исполняет премьеры украинских авторов, ездит с концертами по СССР, добиваясь репутации одного из ярчайших отечественных симфонических коллективов. Но на следующие гастроли, которые состоятся в январе 1952 года, оркестр прибывает без своего руководителя: один концерт дает под управлением Константина Симеонова (он – штатный дирижер коллектива в 1949–1957), три других – под управлением ректора Киевской консерватории и заведующего кафедрой дирижирования Александра Климова, в его программе дебютирует сын, скрипач Валерий Климов, будущий лауреат I премии Первого международного конкурса Чайковского (1958).

В октябре 1962 года на три концерта со своим оркестром приезжает Натан Рахлин. И хотя в его программах будут не только Чайковский, Берлиоз, Рихард Штраус и Стравинский, но также Лысенко, Губаренко и Людкевич, в этом же году Рахлина, согласно политике выдвижения национальных кадров, снимают с поста главного дирижера, назначая на его место 25-летнего Степана Турчака. Официальной поддержкой молодому дирижеру становится и присвоение оркестру в 1964 году звания заслуженного коллектива. Уроженец Западной Украины, воспитанник Львовской консерватории Степан Турчак аванс оправдывает: яркий и талантливый, соединивший в себе славянский темперамент и европейскую сдержанность, он за короткий срок набирается опыта и руководит оркестром в 1963–1967, а затем вернется в 1973–1977, и этот второй срок тоже будет отмечен званием коллектива: после успешного выступления в Москве на фестивале «Русская зима» оркестр получает титул «академический».

Концерт Государственного симфоничекого оркестра Украинской ССР 8 октября 1966 года. Дирижер Степан Турчак.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Симфоническим оркестром УССР Турчак гастролирует в Ленинградской филармонии дважды. Три концерта дает в октябре 1966 года, значительную часть программ составляет украинская музыка, а солистами выступают скрипач Олег Крыса и солисты Киевской оперы – Белла Руденко и Юрий Гуляев. В 1967 году Степана Турчака назначают художественным руководителем и главным дирижером оперного театра украинской столицы. В этом статусе он приезжает с Госоркестром Украины в мае 1969 года на «Дни литературы и искусства Украинской ССР в Ленинграде». 29 мая оркестр выступает с хоровой капеллой «Трембита» под управлением Турчака, концерт 31 мая проходит под управлением нового главного дирижера оркестра – Владимира Кожухаря. Киевскую консерваторию он оканчивает в классе одного из основателей Госоркестра УССР Михаила Канерштейна, в коллективе работает с 1964-го как второй дирижер, а в 1967–1973, до возвращения Турчака, возглавляет оркестр.

Концерт Государственного симфонического оркестра Украинской ССР 31мая 1969 года. Дирижер Владимир Кожухарь.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1973 года вторым дирижером оркестра становится выпускник Ильи Мусина в Ленинградской консерватории Федор Глущенко. В 1978–1987 годах он будет главным дирижером коллектива. С Госоркестром Украины Федор Глущенко не приезжал в Ленинградскую филармонию, хотя выступал здесь не раз с другими оркестрами. Еще чаще на афишах Большого зала появлялось имя Игоря Блажкова: в 1963–1968 он много работал с Заслуженным коллективом как ассистент-стажер Евгения Мравинского. Но первый практический опыт выпускник Киевской консерватории Блажков получает в Госоркестре УССР, работая в 1958–1962 ассистентом Натана Рахлина. Главным дирижером оркестра Игоря Блажкова назначают в 1987 году. Тогда же, в мае 1987-го, под его управлением киевские музыканты приезжают с тремя концертами в Большой зал на свои последние (к моменту написания статьи) гастроли.

Пост главного дирижера оркестра Игорь Блажков занимает до 1994 года. При нем сменяется эпоха в истории некогда общего государства СССР и, соответственно этому, меняется статус коллектива: с 1994 года это Национальный симфонический оркестр Украины.

В 1994–1999 годах оркестр возглавляет американский дирижер украинского происхождения Теодор Кучар. С 1999-го главным дирижером является Владимир Федорович Сиренко (род. в 1960). Сотрудничать с коллективом он начал в 1989 году как ассистент Игоря Блажкова, до 1991-го был вторым дирижером.

Национальный симфонический оркестр Украины, 2020 год.
Фото из свободных источников

Объемный репертуар, постоянное присутствие в концертной афише Киева, зарубежные туры, студийные и концертные записи – такова насыщенная жизнь Национального симфонического оркестра Украины. Родовой чертой коллектива стало свободное владение современным репертуаром. Исполнение современных украинских композиторов когда-то оркестру было вменено в обязанность. Может быть, это обстоятельство, а может быть и тип индивидуальности руководителей оркестра, в особенности Глущенко и Блажкова, привели к тому, что музыканты с интересом и знанием вчитываются в новые партитуры, которые сегодня занимают важное место в репертуаре оркестра. Не случайно номинацию на премию «Грэмми» коллектив получил в 2004 году за запись «Реквиема для Ларисы» Валентина Сильвестрова.

И. Р.


Концерты

  • 23 декабря 1948

    (программа и пригласительный билет)

    Вторая конференция слушателей симфонических концертов
    Творческая встреча с Государственным симфоническим оркестром Украинской ССР

    В программе: Колачевский, Вериковский, Мейтус, Лысенко–Ревуцкий, Рождественский, Клебанов

  • 25 декабря 1948

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Натан Рахлин

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из муз. драмы «Гибель богов». Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»

  • 27 декабря 1948

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Михаил Канерштейн

    В программе: Косенко, Лысенко–Ревуцкий, Мейтус, Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков

  • 28 декабря 1948

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. «Итальянское каприччио»

  • 4 января 1952

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Александр Климов

    Чайковский. Симфония № 5. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». «Франческа да Римини»

  • 5 января 1952

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Константин Симеонов

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 7

  • 7 января 1952

    3-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Александр Климов

    Лысенко–Ревуцкий. Увертюра к опере «Тарас Бульба». В. Гомоляка. Сюита «Закарпатские эскизы». Штогаренко. Сюита «Памяти Леси Украинки». Майборода. «Гуцульская рапсодия». Клебанов. Концерт для скрипки с оркестром. Свешников. Симфоническая поэма «Щорс»

  • 9 января 1952

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
    Дирижер – Александр Климов

    Чайковский. Симфония «Манфред». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 17 октября 1962

    2-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Лысенко–Ревуцкий–Лятошинский. Увертюра к опере «Тарас Бульба». Чайковский. Симфония № 5. Берлиоз. Фантастическая симфония.

  • 18 октября 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Губаренко. Симфония до минор. Берлиоз. Фантастическая симфония.

  • 21 октября 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Штраус. «Дон Жуан», симфоническая поэма. Чайковский. «Франческа да Римини». Людкевич. «Заповiт», кантата для хора с оркестром (по Тарасу Шевченко).

  • 8 октября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Степан Турчак

    Хренников. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 9 октября 1966

    2-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Степан Турчак

    Губаренко. Симфония № 2. Данькевич. Монолог Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий». Мейтус. «Маленькая баллада». Лысенко. «Безмежное поле». Лятошинский. Симфония № 3

  • 10 октября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Степан Турчак

    Бетховен. Симфония № 8. Концерт для скрипки с оркестром. Верди. Ария Ренато из оперы «Бал-маскарад». Гуно. Каватина Валентина из оперы «Фауст». Чайковский. Ария Роберта из оперы «Иоланта». Равель. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»

  • 29 мая 1969

    (анонс и концертная картотека: указаны только участники; программа частично восстановлена по печатным рецензиям)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Стефан Турчак

    Рахманинов. Симфония № 2. Скорик. «Гуцульский триптих». Людкевич. Кантата «Заповiт». Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко». Лысенко. Ария Тараса из оперы «Тарас Бульба»

  • 31 мая 1969

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Кожухарь

    Шостакович. Симфония № 9. Штогаренко. Дивертисмент для флейты и струнного оркестра. Ревуцкий. Концерт для фортепиано с оркестром. Колодуб. Украинская карпатская рапсодия




Другие материалы

Евгения Смоленская

Евгения Смоленская

Сопрано 1919–1989
Юлиан Ситковецкий

Юлиан Ситковецкий

Скрипка 1925–1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»