Персоны
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР

Биография
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР / Национальный симфонический оркестр Украины
Сезон 2018/2019 Национальный симфонический оркестр Украины провел под знаком 100-летнего юбилея. Более корректной датой начала официальной истории коллектива представляется 19 июня 1937 года. Именно в этот день было принято решение Совета народных комиссаров УССР об учреждении на базе симфонического оркестра Республиканского радиокомитета «Государственного симфонического оркестра Украинской ССР».
Но попытки создать в городе свой симфонический оркестр предпринимались давно. В богатом талантами и музыкальными традициями Киеве существовало отделение Императорского Русского музыкального общества, в 1904 году стараниями композитора Николая Лысенко была основана Музыкально-драматическая школа (ныне Институт его имени), с середины XIX века работала постоянная оперная труппа (с 1901 года – в нынешнем здании). Театральный оркестр, главным образом, и выступал в зимних и летних симфонических сезонах (в этом оркестре начинал, как скрипач, будущий первый директор и главный дирижер Петроградской филармонии Эмиль Купер).
Учредить оркестр с официальным бюджетом удалось лишь в период военной разрухи и бесконечного перехода власти из рук в руки. В ноябре 1918 года Постановлением Cовета министров недолгое время существовавшей Украинской Народной Республики был создан Государственный симфонический оркестр имени Лысенко, его главным дирижером стал Александр Леонтьевич Горилый (Горелов, 1868–1937) – дипломированный врач, выпускник Московского университета, слушатель Московской консерватории, основатель Астраханского отделения Русского музыкального общества, композитор. В 1920 году оркестр, переименованный с приходом советской власти из Государственного в Республиканский, вошел в состав Киевского филармонического общества (с 1923-го – филармония), председатель которого Лев Штейнберг стал новым главным дирижером оркестра. Но уже в 1923 году, не выдержав финансового бремени, коллектив распался.
Следующий шаг предпринимается в октябре 1929 года, когда при Киевском областном радиокомитете создается оркестр. В нем всего 23 музыканта, и всё же усилиями нового руководителя – Михаила Канерштейна и приглашенных дирижеров оркестр умудряется играть серьезные симфонические программы. В 1934 году столицу Украинской ССР переносят из Харькова в Киев, Областной радиокомитет становится Республиканским, меняется и статус оркестра, его состав увеличивают, а главным дирижером приглашают работавшего в СССР Германа Адлера, который в 1937 году будет вынужден, как и все иностранные граждане, покинуть Советский Союз.
Культура в это время становится важнейшей линией идеологического фронта, и Республиканский радиооркестр получает новый серьезный статус – Государственного симфонического оркестра Украинской Советской Социалистической Республики. Главным дирижером оркестра назначают молодого Натана Рахлина, он руководит коллективом (с перерывом на время войны) до 1962 года.
С Натаном Рахлиным и Михаилом Канерштейном (с 1944-го он – второй дирижер оркестра) Государственный симфонический оркестр УССР приезжает в декабре 1948 года на свои первые гастроли в Ленинградскую филармонию. Визиту киевских гостей придают важное значение: перед концертом, открывающим гастроли, доклад об украинской музыке читает для слушателей член правления Союза композиторов СССР, директор Одесской консерватории Константин Данькевич, а в первой программе звучит исключительно музыка украинских композиторов. В следующих трех концертах музыканты исполнят Берлиоза, Вагнера, Римского-Корсакова, Чайковского (монографию), а солистами выступят Эмиль Гилельс, Виктор Пикайзен (призванные представлять украинскую исполнительскую школу) и Борис Гмыря.
Концерт Государственного симфонического оркестра Украинской ССР в Большом зале филармонии 23 декабря 1948 года. Солист Борис Гмыря (бас) и дирижер Михаил Канерштейн.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
За годы работы под руководством Натана Рахлина оркестр осваивает весь классический репертуар, исполняет премьеры украинских авторов, ездит с концертами по СССР, добиваясь репутации одного из ярчайших отечественных симфонических коллективов. Но на следующие гастроли, которые состоятся в январе 1952 года, оркестр прибывает без своего руководителя: один концерт дает под управлением Константина Симеонова (он – штатный дирижер коллектива в 1949–1957), три других – под управлением ректора Киевской консерватории и заведующего кафедрой дирижирования Александра Климова, в его программе дебютирует сын, скрипач Валерий Климов, будущий лауреат I премии Первого международного конкурса Чайковского (1958).
В октябре 1962 года на три концерта со своим оркестром приезжает Натан Рахлин. И хотя в его программах будут не только Чайковский, Берлиоз, Рихард Штраус и Стравинский, но также Лысенко, Губаренко и Людкевич, в этом же году Рахлина, согласно политике выдвижения национальных кадров, снимают с поста главного дирижера, назначая на его место 25-летнего Степана Турчака. Официальной поддержкой молодому дирижеру становится и присвоение оркестру в 1964 году звания заслуженного коллектива. Уроженец Западной Украины, воспитанник Львовской консерватории Степан Турчак аванс оправдывает: яркий и талантливый, соединивший в себе славянский темперамент и европейскую сдержанность, он за короткий срок набирается опыта и руководит оркестром в 1963–1967, а затем вернется в 1973–1977, и этот второй срок тоже будет отмечен званием коллектива: после успешного выступления в Москве на фестивале «Русская зима» оркестр получает титул «академический».
Концерт Государственного симфоничекого оркестра Украинской ССР 8 октября 1966 года. Дирижер Степан Турчак.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Симфоническим оркестром УССР Турчак гастролирует в Ленинградской филармонии дважды. Три концерта дает в октябре 1966 года, значительную часть программ составляет украинская музыка, а солистами выступают скрипач Олег Крыса и солисты Киевской оперы – Белла Руденко и Юрий Гуляев. В 1967 году Степана Турчака назначают художественным руководителем и главным дирижером оперного театра украинской столицы. В этом статусе он приезжает с Госоркестром Украины в мае 1969 года на «Дни литературы и искусства Украинской ССР в Ленинграде». 29 мая оркестр выступает с хоровой капеллой «Трембита» под управлением Турчака, концерт 31 мая проходит под управлением нового главного дирижера оркестра – Владимира Кожухаря. Киевскую консерваторию он оканчивает в классе одного из основателей Госоркестра УССР Михаила Канерштейна, в коллективе работает с 1964-го как второй дирижер, а в 1967–1973, до возвращения Турчака, возглавляет оркестр.
Концерт Государственного симфонического оркестра Украинской ССР 31мая 1969 года. Дирижер Владимир Кожухарь.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1973 года вторым дирижером оркестра становится выпускник Ильи Мусина в Ленинградской консерватории Федор Глущенко. В 1978–1987 годах он будет главным дирижером коллектива. С Госоркестром Украины Федор Глущенко не приезжал в Ленинградскую филармонию, хотя выступал здесь не раз с другими оркестрами. Еще чаще на афишах Большого зала появлялось имя Игоря Блажкова: в 1963–1968 он много работал с Заслуженным коллективом как ассистент-стажер Евгения Мравинского. Но первый практический опыт выпускник Киевской консерватории Блажков получает в Госоркестре УССР, работая в 1958–1962 ассистентом Натана Рахлина. Главным дирижером оркестра Игоря Блажкова назначают в 1987 году. Тогда же, в мае 1987-го, под его управлением киевские музыканты приезжают с тремя концертами в Большой зал на свои последние (к моменту написания статьи) гастроли.
Пост главного дирижера оркестра Игорь Блажков занимает до 1994 года. При нем сменяется эпоха в истории некогда общего государства СССР и, соответственно этому, меняется статус коллектива: с 1994 года это Национальный симфонический оркестр Украины.
В 1994–1999 годах оркестр возглавляет американский дирижер украинского происхождения Теодор Кучар. С 1999-го главным дирижером является Владимир Федорович Сиренко (род. в 1960). Сотрудничать с коллективом он начал в 1989 году как ассистент Игоря Блажкова, до 1991-го был вторым дирижером.
Национальный симфонический оркестр Украины, 2020 год.
Фото из свободных источников
Объемный репертуар, постоянное присутствие в концертной афише Киева, зарубежные туры, студийные и концертные записи – такова насыщенная жизнь Национального симфонического оркестра Украины. Родовой чертой коллектива стало свободное владение современным репертуаром. Исполнение современных украинских композиторов когда-то оркестру было вменено в обязанность. Может быть, это обстоятельство, а может быть и тип индивидуальности руководителей оркестра, в особенности Глущенко и Блажкова, привели к тому, что музыканты с интересом и знанием вчитываются в новые партитуры, которые сегодня занимают важное место в репертуаре оркестра. Не случайно номинацию на премию «Грэмми» коллектив получил в 2004 году за запись «Реквиема для Ларисы» Валентина Сильвестрова.
И. Р.
Концерты
-
23 декабря 1948
(программа и пригласительный билет)
Вторая конференция слушателей симфонических концертов
Творческая встреча с Государственным симфоническим оркестром Украинской ССРВ программе: Колачевский, Вериковский, Мейтус, Лысенко–Ревуцкий, Рождественский, Клебанов
-
25 декабря 1948
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Натан РахлинБерлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из муз. драмы «Гибель богов». Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»
-
27 декабря 1948
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Михаил КанерштейнВ программе: Косенко, Лысенко–Ревуцкий, Мейтус, Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков
-
28 декабря 1948
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. «Итальянское каприччио»
-
4 января 1952
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Александр КлимовЧайковский. Симфония № 5. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». «Франческа да Римини»
-
5 января 1952
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Константин СимеоновБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 7
-
7 января 1952
3-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Александр КлимовЛысенко–Ревуцкий. Увертюра к опере «Тарас Бульба». В. Гомоляка. Сюита «Закарпатские эскизы». Штогаренко. Сюита «Памяти Леси Украинки». Майборода. «Гуцульская рапсодия». Клебанов. Концерт для скрипки с оркестром. Свешников. Симфоническая поэма «Щорс»
-
9 января 1952
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Украинской ССР
Дирижер – Александр КлимовЧайковский. Симфония «Манфред». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
17 октября 1962
2-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан Рахлин
Лысенко–Ревуцкий–Лятошинский. Увертюра к опере «Тарас Бульба». Чайковский. Симфония № 5. Берлиоз. Фантастическая симфония.
-
18 октября 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Натан Рахлин
Губаренко. Симфония до минор. Берлиоз. Фантастическая симфония.
-
21 октября 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Натан Рахлин
Штраус. «Дон Жуан», симфоническая поэма. Чайковский. «Франческа да Римини». Людкевич. «Заповiт», кантата для хора с оркестром (по Тарасу Шевченко).
-
8 октября 1966
Симфонический концерт
Дирижер – Степан ТурчакХренников. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
9 октября 1966
2-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Степан ТурчакГубаренко. Симфония № 2. Данькевич. Монолог Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий». Мейтус. «Маленькая баллада». Лысенко. «Безмежное поле». Лятошинский. Симфония № 3
-
10 октября 1966
Симфонический концерт
Дирижер – Степан ТурчакБетховен. Симфония № 8. Концерт для скрипки с оркестром. Верди. Ария Ренато из оперы «Бал-маскарад». Гуно. Каватина Валентина из оперы «Фауст». Чайковский. Ария Роберта из оперы «Иоланта». Равель. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»
-
29 мая 1969
(анонс и концертная картотека: указаны только участники; программа частично восстановлена по печатным рецензиям)
Симфонический концерт
Дирижер – Стефан ТурчакРахманинов. Симфония № 2. Скорик. «Гуцульский триптих». Людкевич. Кантата «Заповiт». Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко». Лысенко. Ария Тараса из оперы «Тарас Бульба»
-
31 мая 1969
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир КожухарьШостакович. Симфония № 9. Штогаренко. Дивертисмент для флейты и струнного оркестра. Ревуцкий. Концерт для фортепиано с оркестром. Колодуб. Украинская карпатская рапсодия
-
13 марта 1977
Шютц. Бах. Гайдн
Киевский камерный хорШютц. Симфония. Мотет. Бах. Кантата № 4. Гайдн. «Месса времен войны»