Персоны
Ангелина Степанова
Биография
Степанова Ангелина Иосифовна – актриса.
Ее называли последней легендой старого МХАТа, на сцену Лина Степанова впервые вышла в 1924-м, а последний раз появилась на публике в программе к 100-летию театра в 1998-м. За долгую жизнь Степановой довелось работать с Вахтанговым (она играла в легендарном спектакле «Принцесса Турандот»), выходить на сцену со Станиславским (он – Фамусов, она – Софья), актриса была занята в знаменитых постановках труппы – играла Ирину в «Трех сестрах», Бетси в «Анне Карениной», Гертруду в «Идеальном муже», Королеву Елизавету в «Марии Стюарт».
Невероятная занятость в театре помогала переживать личные невзгоды: в начале 1930-х у Степановой случился бурный роман с драматургом Николаем Эрдманом, который вскоре перешел в роман эпистолярный, – Эрдмана арестовали и сослали в сибирские лагеря, где Степанова, рискуя карьерой (и свободой) несколько раз навещала его и сделала всё, чтобы облегчить его участь. Их переписка была издана после смерти актрисы, их история легла в основу пьесы и телеспектакля «Длинноногая и ненаглядный» Ольги Кучкиной.
Ангелина Степанова вышла замуж за Александра Фадеева. Жизнь с первым писателем страны тоже не была безоблачной, а в 1958 году, через несколько дней после самоубийства мужа, Степанова уже была на сцене – она специально вернулась на прерванные похоронами гастроли, чтобы играть в «Трех сестрах». Театр всегда оставался на первом месте в ее жизни. «Под Степанову» ставили спектакли, когда актриса была уже в зрелом возрасте. Так, в 1962-м вышел «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти, где Ангелина Иосифовна играла в дуэте с Анатолием Кторовым, а к семидесятилетнему юбилею актрисы на афише МХАТа появился спектакль «Сладкоголосая птица юности» по Теннесси Уильямсу, где Степанова блистала в роли Принцессы Космонополис.
После раздела МХАТа она осталась в труппе Олега Ефремова, но поработать с ним успела не так уж долго. Последней ее ролью стала Лика в «Московском хоре» Петрушевской, поставленном в 1988 году. К этому времени Ангелина Степанова оставалась единственной актрисой труппы, которая успела застать основателей Московского Художественного театра.
В Большом зале филармонии Степанова выступила в трех ноябрьских вечерах 1950 года, а затем – через двадцать лет, в апреле 1972 года.
О. Р.
Концерты
-
26 ноября 1950
(рукописная книга, программа на 26 (день), 27 и 28 ноября)
Концерт артистов МХАТа
Л. Толстой. Сцены из спектаклей по романам «Анна Каренина» и «Воскресение». Бомарше. II акт из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Гоголь. Сцена из спектакля по поэме «Мертвые души». Б. Петкер. Комедия «Диссертация Мэри Арчер»
-
27 ноября 1950
(рукописная книга, программа на 26 (день), 27 и 28 ноября)
Концерт артистов МХАТа
Л. Толстой. Сцены из спектаклей по романам «Анна Каренина» и «Воскресение». Бомарше. II акт из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Гоголь. Сцена из спектакля по поэме «Мертвые души». Б. Петкер. Комедия «Диссертация Мэри Арчер»
-
28 ноября 1950
(рукописная книга, программа на 26 (день), 27 и 28 ноября)
Концерт артистов МХАТа
Л. Толстой. Сцены из спектаклей по романам «Анна Каренина» и «Воскресение». Бомарше. II акт из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Гоголь. Сцена из спектакля по поэме «Мертвые души». Б. Петкер. Комедия «Диссертация Мэри Арчер»
-
2 апреля 1972
(анонс и рукописная книга регистрации концертов)
Творческий вечер артистов Московского Художественного академического театра имени М. Горького (МХАТ)
В программе: Килти, Пушкин, Дымов, Л. Толстой, Чехов, Ершов, Достоевский, Гоголь, Маяковский