Персоны

Алексей Дикий

1889–1955
Источник изображения: kino-teatr.ru
Алексей Дикий

Биография

Дикий Алексей Денисович – актер, режиссер.

На сцену Алексей Дикий начал выходить совсем ребенком: с шести лет его приглашал в свои спектакли дядя, харьковский режиссер Алексей Суходольский. Позднее талант юного актера заметит артист МХТ Илья Уралов и предложит ему перебраться в Москву. В 1910 году двадцатилетний Алексей Дикий сыграл крошечную роль престарелого судебного пристава во мхатовском спектакле «Живой труп» и заставил говорить о себе всю театральную Москву. В Первой студии МХАТа его партнерами по сцене будут Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, Иван Москвин.

Дикий имел все шансы остаться в истории именно большим мхатовским актером. Но этого ему было мало. С ранней юности он интересуется режиссурой. Искусство начала ХХ века лихорадит от жажды экспериментов, и Дикий поддается этой «болезни». Не бросая артистической карьеры, он начинает работать как режиссер. Поначалу ставит, где придется – в рабочих театрах и студиях, постепенно завоевывает репутацию и славу: только в 1925 году почти одновременно выходят его спектакли «Блоха» по Лескову во МХАТе-2 (сам Дикий играет в нем роль Платова), «Землетрясение» в Народном доме в Ленинграде и опера «Степан Разин» Триодина в Большом театре. В конце 1920-х он также поставит в Большом балет «Красный мак» Глиэра и оперу «Любовь к трем апельсина» Прокофьева. В 1928-м Дикий выпускает спектакль в московском Театре Революции (ныне им. Маяковского). А уже на следующий год его «Золотоискатели» по Шолом-Алейхему появляются на афише театра «Габима» в Палестине. В сезоне 1931/1932 Алексей Дикий возглавляет Свердловскую драму, до 1936-го руководит в Москве Театрально-литературной мастерской, и студийные спектакли – «Интермедия» по Сервантесу и «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову – становятся яркими событиями в театральной жизни Москвы. Постановки Дикого идут в Витебске и Гомеле, параллельно в Москве он работает художественным руководителем Театра им. ВЦСПС, в Малом театре ставит «Смерть Тарелкина» по Сухову-Кобылину. Кажется, он успевает быть одновременно в десятке мест, ставит, играет, руководит….

В 1936 году Алексея Дикого назначают главным режиссером ленинградского БДТ. Здесь он успеет поставить немного. В том же 1936-м выходит «Пушкинский спектакль» по «Маленьким трагедиям», в 1937-м – «Мещане» Горького. После премьеры спектакль критикуют, Дикий спешно делает новую редакцию. Ее премьера состоится 23 августа. Но главный режиссер на аплодисменты не выйдет. Его арестовали за несколько дней до этого. Пять лет Дикий проведет в лагерях на Урале. Освободившись в августе 1941-го, уже во время войны, по приглашению Рубена Симонова он присоединится к труппе Вахтанговского театра, который работал в эвакуации в Омске. Клеймо лагерных лет почти никак не отразится на его дальнейшей карьере. Уже в Омске ему доверяют роль в идеологически важном «Фронте» Корнейчука – спектакль получает Сталинскую премию, в 1943 году Дикий появляется в роли фельдмаршала Кутузова в одноименном фильме, а в послевоенные годы несколько раз в разных фильмах играет роль другого генералиссимуса – Сталина.

Вернувшись в Москву, с 1944 года Дикий попадает в Малый театр. Работает как актер и режиссер. В 1946-м он снова ставит здесь «Мещан» Горького, исполняя в спектакле роль Тетерева. Вероятно, в этой роли во фрагментах из пьесы он единственный раз появился и на сцене Большого зала филармонии в феврале 1951 года в концерте артистов Малого театра. Уже в 1952-м Алексей Денисович покинет эту труппу и последние три года жизни проработает в московском Театре им. Пушкина, где успеет поставить спектакли по пьесам Островского и Салтыкова-Щедрина. В последний год, тяжело больной, он работал над книгой «Повесть о театральной юности», которая будет издана уже после смерти автора, в 1957 году.

О. Р.


Концерты

  • 25 февраля 1951

    (рукописная книга)

    Концерт артистов Академического Малого театра

    Горький. «Мещане». Корнейчук. «Калиновая роща». Н. Вирта. «Заговор обреченных». Островский. «Без вины виноватые». «Женитьба Белугина». «Женитьба Бальзаминова». Лермонтов. «Маскарад». Скриб. «Стакан воды» (отрывки из спектаклей)




Другие материалы

Иванка Димитрова

Иванка Димитрова

Актриса 1920–2002
Александр Шабанов

Александр Шабанов

Артист балета ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»