Персоны
Владимир Ашкенази
Биография
Ашкенази Владимир Давидович – пианист, дирижер.
Владимир Ашкенази в Ленинградской филармонии в день концерта 22 октября 1955 года, Малый зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В архиве Большого зала Петербургской филармонии сохранилась фотография с дебютного выступления Владимира Ашкенази: в 1953 году он принял участие в авторском вечере Дмитрия Кабалевского, исполнив его Фортепианный концерт. На фото, сделанном после выступления, ученик московской ЦМШ сидит рядом с композитором, и именно поэтому попадает в кадр – едва ли филармонический фотограф предполагал, что перед объективом стоит будущий семикратный лауреат премии «Грэмми», чье имя войдет в Зал славы Gramophone, пианист и дирижер, которого будут ждать лучшие сцены мира. Да и сам Ашкенази тогда ни о чем таком не помышлял. Позднее на вопрос о причинах успешной карьеры он ответит:
«Мне повезло в жизни и у меня есть какой-то талант от природы. У Бетховена он был больше. Мы ничего не сделали для этого, все это дала нам природа. Ему – колоссальный гений, мне – возможность играть».
Ученик Центральной музыкальной школы Володя Ашкенази и Дмитрий Кабалевский (в центре) с юными слушателями после концерта 25 марта 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В его интервью слова «повезло» и «благодарен судьбе» вообще встречаются часто: «повезло» получить из первых рук традиции русской пианистической школы, «повезло» впитать ауру западной музыкальной культуры, «повезло» музицировать с великими дирижерами и инструменталистами...
Отец Владимира был эстрадным пианистом, выступал с Вертинским, Шульженко и с десятками эстрадных певцов рангом пониже, а потому рояль в доме звучал постоянно, но мальчику папин репертуар не нравился. Да и сам отец никогда не предпринимал попыток начать учить его музыке. О карьере серьезного музыканта для сына мечтала его мама. Сразу после войны, в 1945-м, она отвела восьмилетнего Ашкенази в Центральную музыкальную школу при консерватории. Через десять лет студентом-первокурсником он отправится представлять страну на Шопеновском конкурсе в Варшаве. После первого и второго туров Ашкенази был несомненным фаворитом жюри, но финальный тур сыграл неудачно и получил лишь вторую премию. Впрочем, с таким решением были согласны не все: Артуро Бенедетти Микеланджели, узнав, что Ашкенази не станет победителем конкурса, отказался подписывать протокол.
Сольный концерт 19 марта 1957 года, Малый зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Первое место Владимир завоюет уже через год – на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 1962-м разделит первую премию с англичанином Джоном Огдоном на Конкурсе им. Чайковского.
К этому времени пианист успевает обзавестись семьей, его избранницей становится подданная Ирландии, студентка Московской консерватории, которая, как и сам Ашкенази, училась у Льва Оборина. Ради брака с Владимиром она примет советское гражданство, а вместе с ним получит и все бюрократические проблемы с выездом за границу. Софи всё с большим трудом удается добиться права навещать родителей и сопровождать мужа в зарубежных поездках. Именно эти сложности Ашкенази назовет главной причиной своей эмиграции: в 1963 году, выехав на гастроли с женой, он примет решение не возвращаться.
В Большом зале до эмиграции пианист успеет сыграть не так уж много: с филармоническими оркестрами ( ЗКР и АСО) он дважды исполнит Второй концерт Шопена, дважды – Второй концерт Прокофьева, в 1959-м и 1960-м здесь пройдут два сольных вечера музыканта. Еще десять клавирабендов состоятся в 1953–1961 в Малом зале имени Глинки. В следующий раз имя Ашкенази появится на афише Большого зала почти через тридцать лет…
Карьера музыканта на Западе развивалась стремительно. Сменив рубашку и галстук на непременную белую водолазку, он выступал в лучших залах Европы, играл сольные программы, выступал с оркестрами под управлением Георга Шолти, Зубина Меты, гастролировал со скрипачом Ицхаком Перлманом. Репертуар Ашкенази поистине необъятен. Он невероятно много работает на студиях, предпочитая записывать целые циклы: весь «Хорошо темперированный клавир» Баха и 24 прелюдии и фуги Шостаковича, все сонаты Бетховена и все сонаты Скрябина, практически весь сольный Шопен и Шуман, все концерты Моцарта, трижды – все концерты Бетховена, дважды – все концерты Рахманинова. В 2013 году студия Decca выпустила серию из 50-ти дисков под общим названием «50 лет с Ашкенази», куда вошли его записи как пианиста и дирижера, и это оказалось далеко не полным собранием записей музыканта!
Дирижировать он мечтал с юности, но шанс встать за пульт получил благодаря отцу жены – тот руководил небольшим оркестром в пригороде Лондона. Уже в 1970-е годы Ашкенази появляется за пультами ведущих коллективов мира: в разное время он был главным дирижером Лондонского филармонического оркестра, Королевского филармонического оркестра, руководил оркестром Чешской филармонии, Кливлендским симфоническим, оркестром Берлинского радио, Сиднейским симфоническим оркестром, Молодежным оркестром Европейского союза, с которым впервые появился как дирижер и в Большом зале филармонии – на тот момент уже Петербургской, а не Ленинградской.
Владимир Ашкенази в концерте 9 июня 1996 года. Оркестр ЗКР, солист Юлиан Рахлин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сюда Владимир Ашкенази впервые после перерыва приезжает в 1990 году. На фестивале искусств СССР «Белые ночи» он дает благотворительный вечер. В программе Брамс и Шуман. Как пианист, он выступит в Большом зале еще лишь один раз – в 1996 году сыграет сольную программу, посвященную 75-летию Филармонии. Остальные концерты музыканта будут связаны с дирижированием. Ашкенази выступает в Петербурге с Заслуженным коллективом, с Молодежным оркестром Европы и с Немецким симфоническим оркестром Берлина. Под его управлением выступают российские солисты – пианисты Александр Гиндин, Мирослав Култышев, скрипач Сергей Догадин. Солировал в его программе и сын – кларнетист Димитрий Ашкенази.
Владимир Ашкенази и Мирослав Култышев (солист, фортепиано) в концерте 15 декабря 2002 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После концерта, состоявшегося 22 мая 1996 года, Владимир Ашкенази оставил запись в памятной книге Большого зала:
«Для меня большая честь быть здесь, играть здесь и дирижировать здесь – и всегда приятна встреча с замечательной публикой.
Ваш Владимир Ашкенази, май 1996».
В последний раз Ашкенази выступил на сцене Петербургской филармонии в 2012 году на фестивале «Музыкальная коллекция». За пультом Заслуженного коллектива он дирижировал Второй симфонией Сибелиуса – любимого композитора его жены, а также Первым концертом Чайковского, который сам ни разу так и не исполнил в Большом зале как пианист, солировал австрийский музыкант Ингольф Вундер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В тот вечер он сделал вторую запись в «Золотой книге», символично подведя черту под текстом.
С наилучшими воспоминаниями –
Ваш В. Ашкенази
27 июня – 1 июля 2012
________________________
В 2015 году Владимир Ашкенази заново получил российский паспорт. Но в Россию приезжал не так уж часто. Зимой он живет в Швейцарии, лето проводит в своем доме в Финляндии и на собственном корабле в Средиземном море. Продолжает выступать, составляет новые программы, записывает новые диски и благодарит судьбу «за то, что был рожден музыкантом».
P. S.
Так завершался текст о Владимире Ашкенази, написанный для исторического сайта Филармонии в декабре 2018 года.
17 января 2020 года музыкант объявил о завершении своей публичной карьеры.
О. Р.
Концерты
-
23 марта 1953
Авторский концерт Дмитрия Кабалевского
Кабалевский. Увертюра к опере «Семья Тараса». Концерт для виолончели с оркестром № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром
-
15 февраля 1958
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсКабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Прокофьев. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
23 января 1959
3-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийМусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Скрябин. Симфония № 2
-
24 января 1959
(повтор программы 23 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийМусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Скрябин. Симфония № 2
-
13 октября 1959
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Владимир АшкеназиМоцарт. Соната ля минор. Прокофьев. Соната № 8. Шопен. Баллада № 2. Баллада № 4. Пять этюдов. Лист. Мефисто-вальс. Равель. «Ундина»
-
21 февраля 1960
5-й концерт 10-го абонемента
Фортепианные концерты
Дирижер – Арвид ЯнсонсТоржественное заседание «Великий польский композитор Фредерик Шопен». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
29 октября 1960
Фортепианный вечер
Владимир АшкеназиБах. Токката № 2. Шуберт. Соната № 21. Равель. «Благородные и сентиментальные вальсы». Шопен. 12 этюдов (соч. 25)
-
30 апреля 1961
4-концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичПрокофьев. Кантата «Александр Невский». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Скифская сюита «Ала и Лоллий»
Cсылки
Читать
- Об артисте на vladimirashkenazy.com
- Об артисте на belcanto.ru
- Об артисте на harrisonparrott.com (англ.)